Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение опыта по теме «Лэпбук — современное средство развития дошкольников»
Педагогика
Автор: Левченко Любовь Михайловна   
13.06.2024 20:09

Обобщение опыта по теме «Лэпбук — современное средство развития дошкольников»Обобщение опыта по теме «Лэпбук — современное средство развития дошкольников»

Подготовила воспитатель I категории: Левченко Л.М с. Новосысоевка 2024 г.

“Чудо – папку открываю, Много нового узнаю”

1 слайд Титульный лист

I. Пояснительная записка

2 слайдВнедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка.

 

Скачать презентацию

В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение само ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Для себя я выбрала новую технологию, интересное методическое пособие – лэпбук.

II. Теоретическая часть.

3 слайд Лэпбук (Lapbook в переводе с анг. lap–перекрывать, скреплять; book — книга) или как его еще называют тематическая или интерактивная папка.

4 слайдТатьяна Пироженко, адаптировала лэпбуки под наш менталитет. С ее педагогическими находками я познакомилась в интернете и многое применяю на практике. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук — это не просто поделка. Он может стать толчком к совместной исследовательской деятельности по интересующей ребенка теме, а может стать и заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок вместе со взрослым проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу предстоит узнать много нового и интересного, выполнить различные задания, провести наблюдения, исследования.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя наравне с детьми
  • добровольное присоединение детей к деятельности
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

III. Методическая часть.

5 слайд Целью моей работы стало изучение возможностей лэпбука, как современного средства развития дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.
  2. Развивать креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
  3. Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.
  4. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
  5. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  6. Способствовать успешной социализации детей.
  7. Способствовать творческой самореализации педагога.

ФГОС ДО предполагает планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает жизнь детей в детском саду более интересной, дает возможность проживания ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовалисовременному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.

Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности поопределенной теме, чтобы онзахотел самостоятельно расширитьсвои горизонты по этому вопросу.

IV. Апробация

Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому ребенку.

В течение нескольких учебных лет я изготовила Лэпбуки для уголков: 6-7 слайд «Математический калейдоскоп», «Семейный бюджет», «Финансы для детей» в математический уголок для развития математических представлений и усвоения финансовой грамотности детей дошкольников в наше теперешнее время рыночной экономики. 8 слайд В уголок ПДД и физкультурный уголок для усвоения правил дорожного движения Лэпбук «ПДД» и для ведения активного здорового образа жизни лэпбук «Здоровые детки». 9 слайдВ уголок ИЗО изготовила мини-лэпбуки для приобщения детей к культуре своей страны и народному творчеству, мини-лэпбуки «Золотая Хохлома», «Гжельский сувенир», «Филимоновская свистулька», «Дымковская игрушка». 10 слайд В патриотический уголок для воспитания нравственно-патриотических качеств и обретения знаний об истории и быта своего народа, Лэпбуки «Россия», «Народный быт». 11 слайд В уголок природы для привития любви ко всему живому, что нас окружает, Лэпбуки «Берегите природу» и «Экология». 12слайд, а также изготовила тематические Лэпбуки посвящённые таким темам: Лэпбуки «Антитеррор», «Пожарная безопасность в детском саду», 13-14 слайдк дню космонавтики, к празднику Великой Победы: «Юрий Гагарин», «Победа», «Великая Отечественная война». 15слайд, а также Лэпбук «Семья» актуальный в этом году, для познания происхождения своего рода, составление Семейного дерева, Лэпбук посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина «По сказкам А.С. Пушкина». 16 слайдИ Лэпбуки посвящённые праздникам Дню защитника Отечества, к Дню матери, празднику 8 марта: «Наша армия», «День матери», «8 марта». Каждый Лэпбук становиться для детей интересным, если педагог правильно познакомил детей с его содержанием. Поскольку папка имеет небольшие размеры, есть смысл организовывать занятие подгруппами, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноправным участником процесса. 17 слайдтакое занятие я организовала в предварительной работе с материалом Лэпбука «Богатыри» перед проведением открытого занятия «Богатырь земли русской – Илья Муромец».

18 слайдв своей работе я отдаю предпочтение учебно-игровым лэпбукам, т.к. считаю их более эффективными для развития детей. Выглядеть лэпбуки могут как стандартная книжка, папка-раскладушка, книжка-гармошка, фигурная папка. Какой бы темы не касалось содержание лэпбука, главное соблюдать следующие правила:

  • эстетичность (должно появиться желание взять Лэпбук в руки)
  • долговечность (надежные крепления всех деталей)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

19 слайдприизготовлении интерактивной папки я придерживаюсь определенного плана:

Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему недели или поддержать инициативу детей. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен Лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.

Второй этап – составление плана, подбор материалов приучастии детей и родителей.

Третий этап — изготовление и оформление лэпбука.

Четвертый этап — презентация лэпбука (организация совместной деятельности)

Лэпбук я условно делю на четыре основные части: познавательную, игровую, творческую и художественно-литературную.

В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации.

Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал ( «игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др.).

Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.

Помимо того, что Лэпбук — это прекрасное дополнение к развивающей среде. Я нашла массу других преимуществ:

  • осуществление системно-деятельностного подхода

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

  • поддержка детской инициативы

Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка

Совместное творчество педагогов и детей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.

Увидев, какой интерес вызывают лэпбуки у детей, меня заинтересовало, что привлекает внимание, какую пользу приносят лэпбуки, что развивают? Я провела анализ и пришла к следующим выводам:

  • Предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять
  • кармашки с кнопками, шнурками, липучками развивают мелкую моторику
  • игры, ребусы, загадки, головоломки, игры-бродилки развивают логическое мышление, внимание
  • стихи, рассказы, потешки, мнемотаблицы развивают память и восприятие.

Таким образом, можно сказать, что Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он всегда воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистыватьи пересматривать информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти

В перспективе я буду продолжать свою работу в этом направлении.

IV. Заключение

Я считаю, что применение лэпбуков актуально и очень эффективно. Происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации.

Можно сделать вывод, что изготовление данного пособия не требует больших материальных затрат.

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, старшим воспитателя, руководителям кружков, родителям воспитанников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад с. Новосысоевка». Яковлевский Муниципальный округ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год