Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
Педагогика
Автор: Усманова Раиля Фарвазовна Асмандиярова Расима Салаватовна Садыкова Фаузия Флюровна   
03.07.2024 20:40

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗСенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ

В дом ребенка поступают дети в основном из неблагополучных семей, ослабленные, имеющие множество проблем со здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья. У многих из них наблюдается дефицит сенсорных ощущений, в силу тех или иных причин они недополучают достаточное количество информации от внешнего мира для своих органов чувств. Они не умеют дифференцировать свои ощущения, выделять среди них наиболее значимые, не умеют правильно реагировать на них. Тем самым нарушается полноценное и правильноевосприятие окружающего мира, всех его составляющих и, как следствие, искажается правильное формирование мировоззрения и правильные ответные реакции на тот или иной раздражитель. С этой проблемой мы часто сталкиваемся в доме ребенка, в своей работе.

 

Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения, способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию.

Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. Наши сотрудники с особым вниманием относятся к этой теме, потому что в нашем учреждении находятся дети именно этих возрастных периодов. Невозможно недооценивать значение сенсорной интеграции для детей, ведь с развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

Сенсорная интеграция детей с ОВЗ –это лечебный метод, направленный на работу непосредственно с телом ребенка. Ребенку предоставляется специально оборудованное помещение, где он занимается со взрослым, выполняет с его помощью специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

В современном мире проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей с ОВЗ:

  1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:
  2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети не регулируют скорость движений, совершают стереотипные движения, боятся смены положения тела
  3. Проприорецептивная дисфункция проявляется в чрезмерной близости к предметам, людям, в проблемах с навигацией в помещении, в неумении держать позу, при передвжении по лестнице, не рассчитывают силу рук при нажиме
  4. Обонятельная дисфункция заключается в проблемах ощущений запахов
  5. Зрительная дисфункция заключается в проблемах ощущений света, зрительного контакта с людьми, слежении за движущимися объектами
  6. Слуховая дисфункция проявляется в проблемах восприятия речи окружающих, звуковых источников, искажении восприятия звуков
  7. Вкусовая дисфункция проявляется в нарушении вкусовых ощущений

Нарушение сенсорной интеграции приводит детей к неполноценной жизни в обществе, они чувствуют страх находиться с людьми, у них снижается самооценка, снижается уровень обучаемости.

Нарушения сенсорной интеграции свойственны детям с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, особенно часто наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации — домах ребенка.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе используем разнообразные упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

  • тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелкую моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

  • всегда предупреждаем ребенка, что собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
  • постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
  • используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
  • ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции используем традиционные виды сенсорных игр, такие как: игры с красками, игры с песком, природным материалом, игры с тканями и бумагой, игры с сенсорными баночками, игры со стеклянными шариками, гидрогелем, игры с массажерами для рук.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (например, цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

  • мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки
  • используем традиционные игры с потешками ( «По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет» и т.д.)
  • применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов
  • так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментовили динамических пауз во время ООД.

При низкой сенсорной чувствительности.

  • стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще
  • обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу
  • прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

  • используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

  • поочередные движения правой и левой руки
  • синхронные движения обоих рук
  • учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения
  • учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

Таким образом, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов не только в условиях дома ребенка, но и в других учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста, а также можно использовать данную технологию и в домашних условиях.

Список использованной литературы:

  • Горохова И.В. Статья по коррекционной педагогике.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год