Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Моя авторская технология «Групповая кукла»
Педагогика
Автор: Рожина Елена Николаевна   
23.07.2024 21:58

Моя авторская технология «Групповая кукла»Моя авторская технология «Групповая кукла»

Куклы играют важную роль в познании и самовыражении детей, предоставляя возможность игрового взаимодействия. Они служат проекцией человеческого образа и помогают детям изучать окружающий мир. В рамках парциальной программы духовно-нравственного развития "Верность родной земле. Истоки", по которой мы начали работать, акцентируется внимание на народной педагогике и культурных традициях русского народа. В этом контексте выбор кукол для дошкольников становится особенно важным.

Возвращение тряпичных кукол в детство способствует улучшению качества жизни и расширяет их познавательную функцию. Традиционная тряпичная кукла становится "инструментом" в руках воспитателей и родителей. Она не просто персонаж, а уникальное средство обучения и развития. С помощью куклы создаются учебно-игровые ситуации, в которых дети становятся активными участниками образования. В результате анализа педагогической работы у меня появилась идея создания специальной групповой куклы — бабушки Загадушки, которая обогатила образовательный процесс и сделала его более интерактивным. Наша кукла текстильная, я сшила её сама. В основе создания нашей куклы лежит вальдорфская педагогика, которая фокусируется на формировании специальной развивающей среды для детей, сосредотачиваясь на изготовлении игрушек своими руками из экологических натуральных материалов. Это подчеркивает значимость ручного труда и семейных ценностей, что особенно актуально в воспитании. Образная, олицетворяющая бабушку, вызывает у детей тёплые чувства. Дидактическая, стала инструментом для своеобразной куклотерапии.

 

Набрав группу малышей с 2 до 3 лет, я задумалась о том, каким образом облегчить адаптацию детей. Выход нашла в технологии " Поиграем с куклой", разработанной В. Н. Лукьяненко и С.Г. Белой, используя методическое пособие «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой». Но каждый педагог вносит в любую авторскую технологию что-то своё. Я была не исключением. Адаптация к детскому саду у нас началась летом на участке. На веранде у нас "поселился" сказочный мишка (мягкая игрушка), держащий в руках большое сердце, которое ему не жаль отдать любому из малышей, их друг и помощник в адаптации. Он всегда пожалеет, улыбнётся, поиграет с ребятами. Эта игрушка выполняла роль групповой куклы и явилась прототипом нашей нынешней групповой куклы бабушки Загадушки.

Технология "Поиграем с куклой" рассчитана на детей второго-третьего года жизни. Когда мои малыши подросли и перешли во 2 младшую группу (3-4года), я поняла, что кукла нам нужна и дальше. Тогда то мне пришла в голову идея разработать собственную технологию "Групповая кукла". И ещё один момент. Я побывала на фестивале "Крутая песочница", который стал для меня настоящим откровением. Там я услышала выступление Эльвиры Юрьевны Скиба- директора центра развития двуязычных детей "Мозаика". Также я с интересом следила за её выступлением на онлайн-встрече "Особенности международного образования", где наглядно демонстрировалось, как в Нидерландах внедряют технологию, подобную "Групповой кукле". Эти опытные практики оказались не просто информативными, но и заряжали энергией к новаторству. Фестиваль и выступление Эльвиры Юрьевны стали для меня не только источником вдохновения, но и уверенности в том, что я на верном пути, стремясь к реализации своей технологии.

Сначала была создана, т.е сшита мною сама кукла. Знакомство детей с этой куклой прошло в сентябре во время тематической недели "Птичий двор" на занятии "Два весёлых гуся". Сюрпризным моментом была встреча детей с двумя гусями из песенки. Я перед детьми разыграла сценку, в которой и появилась бабушка. Встреча оказалась очень эмоциональной, пожалуй до этого столько восторга и улыбок я от детей не видела. Решила, что бабушка должна придти к ребятам ещё раз, только уже не на занятие. Ребята очень полюбили кукольную бабушку. Предложили погостить у них в группе. Так началась наша история.

1. Кукла где-то должна жить.

Ребята рассказывали бабушке о своей группе. Знакомили с игрушками. Показывали и рассказывали о любимых играх и игрушках. Выбирали удобное место для куклы, обустраивали его. У нас есть подоконник, оформляемый к каждому сезону. Вот там и был выделен уголок для бабушки Загадушки.

В свою очередь, через какое-то время, кукольная бабушка приготовила для детей сюрприз. На подоконнике появилось деревенское подворье с курятником, коровником (макет деревенского двора). Зимой наша Загадушка заскучала. Мы с детьми выяснили причину. Оказалось, что бабушка скучает по работе в огороде. Было решено вместе с детьми и родителями создать огород на подоконнике. Очень удачно воплотили идею в жизнь. Наблюдали за жизнью огорода. Вырастили рассаду цветов, которой летом украсили клумбы.

2. Кукла рассказывает.

Наша кукла стала детям рассказывать о жизни в деревне, о народных праздниках, о быте крестьян, знакомила с народными играми, песнями, потешками, закличками и конечно загадками. Приносила интересные книги, рассказывала и показывала народные сказки, играла и знакомила малышей с народными играми и хороводами.

Были проведены с участием куклы занятия:

  • "Знакомство с русской избой и печью"
  • "Традиции встречи Нового года в русском стиле"
  • "Масленица. Печём блины"
  • "Март зазывальный"
  • театральное занятие "Как-то на Берещенье" (знакомство с праздником)
  • музыкальное занятие "Солнышко-колоколнышко"
  • творческое занятие с рассказыванием сказки "Пасхальные краски" Т.Кирюшатовой и росписью пасхальных бумажных яиц

-творческое занятие на летней прогулке "Цветные камешки" с росписью камешков и рассказывания сказки "Как бабушка научила зверят на камешках рисовать".

3. Кукла путешествует или совместные выходные с куклой.

Наша групповая кукла вместе с ребятами путешествует. Пока дети были маленькими кукла с ними путешествовала по садику, выходила на прогулки. Но вот в средней группе планируем выход с куклой за пределы детского сада, а в выходные отправлять нашу бабушку в гости к детям в их семьи. Активно будем подключать наших родителей к работе с групповой куклой. Во 2 младшей группе родители были пассивными наблюдателями. Они знали о существовании бабушки Загадушки, познакомились с куклой, наблюдали за её жизнью в группе через видео и фотоотчёты, которые делала я. Но вот в этом году уже попробуют сделать отчёт о совместном выходном с куклой самостоятельно вместе со своим ребёнком.

4. Сундучок куклы.

В конце учебного года 2 младшей группы у нашей бабушки Загадушки появился свой сундучок с интересными вещами (пока это просто коробка). Там есть текстильные овощи и фрукты, народные куклы и игрушки, сборник сказок и картинок о предметах народного быта, старые детские книги, предметы народного творчества. Этот сундучок будет постоянно пополняться. В этом году планирую активно пополнить его предметами народной одежды, точнее их уменьшенными копиями.

5. Дневник куклы.

Со старшей группы планирую создавать вместе с детьми дневник нашей групповой куклы. Пока эта идея в разработке. В этот дневник сделаем вложение из отчётов про выходные в семьях воспитанников.

Предварительные итоги:

Я вижу, что дети активно включаются в любую деятельность, когда использую нашу групповую куклу. У них развиваются интеллектуальные качества, инициатива в меру возрастных возможностей, волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. Воспитывается доброта, сострадание, уважение к старшему поколению. И для программы "Верность родной земле. Истоки" эта технология выполняет положительную роль. Дети имеют первичные представления о народной культуре родного края, выделяют особенности быта русского народа в прошлом, узнают и называют некоторую кухонную утварь. Выделяют особенности старинной архитектуры: изба, ворота, колодец, крыльцо. Имеют представления о роли домашних животных в жизни человека. Формируются семейные ценности. Родители привлечены к краеведческой работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год