Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа кружка «Любознайки» для детей средней группы
Педагогика
Автор: Моисеева Альбина Николаевна   
06.08.2024 20:42

Рабочая программа кружка «Любознайки» для детей средней группыРабочая программа кружка «Любознайки» для детей средней группы

Автор: Моисеева Альбина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка:

Вся жизнь ребенка пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста.

Исследование организую в трех основных направлениях: специально организованное деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что образовательная деятельность является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, исследование могут быть также частью любой деятельности с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников – исследование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

 

Скачать конспект

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе исследования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, исследовательская деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель кружка: создание условий для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Задачи:

  1. Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
  2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
  3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  4. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Предназначена для детей 4-5 лет. Кружок проходит 1 раз в неделю (понедельник/ вторник вторая половина дня), продолжительностью 20 минут. Занятия проводятся вподгруппах (12 человек) соответствии с СанПиН — 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут. В группе создан исследовательский уголок, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные эксперименты, рассчитанные на одаренных детей. Уголок постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  1. Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
  2. Словесные методы: чтение литературных произведений; — беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  3. Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно ролевых, дидактических, игр –драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  4. Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Формы работы с детьми: подгрупповые, индивидуальные.

Игры — эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно — гигиенических умений и навыков здорового образа жизни.

Игры — путешествия — ребенок совершает «прогулку» в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе условного путешествия. Игра — путешествие предоставляет возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации.

В процессе исследования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко, далеко — близко; мягкий — твердый — теплый и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. Формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. Возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  4. Умение трансформировать предметно — развивающую среду в группе.
  5. Закрепление навыков самообслуживания: дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы,

убрать мусор и вымыть руки с мылом)

Критерии оценки качества

Результативность освоения программы отслеживается в процессе мониторинга воспитанников в начале и в конце учебного года. Для детей средней группы мониторинг проводится в виде игровых ситуаций и упражнений. Мониторинг представлен в Приложении № 1

Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями

Название мероприятия Срок

  1. Изготовление, сбор материала, оборудование для уголка экспериментирования; Принимать участие в различных конкурсах по исследовательской деятельности (на уровне детского сада, города, республики) В течение года
  2. Буклет «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях». Октябрь
  3. Изготовление «ящика ощущений» Ноябрь
  4. Фото отчет кружковой работы; Оформление зимнего участка Декабрь
  5. Открытый показ кружковой работы родителям (фрагмент исследования) Январь
  6. Стендовый доклад «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Февраль
  7. Показ фокусов для детей 1 младшей группы Март
  8. Фотогазета «Наши исследования»;

Оборудование участка для исследований с водой Апрель

Материальное обеспечение программы

Материалы для организации экспериментирования:

  • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
  • Приборы: магниты, лупа, вентилятор, весы, микроскоп, термометр, лампы, сито, зеркала
  • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
  • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
  • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
  • Предметы: ложечки, воздушные шарики, соломки для коктейля, султанчики, ленты, флажки, пуговицы, лопатки, ведра
  • Фартуки, защитные очки, шапочки, блокноты для фиксирования результатов.

Методическое обеспечение:

Иллюстративный материал, папки, карточки, схемы для самостоятельного исследования

Литература:

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007
  2. Деркунская В.А. ОшкинаА. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно — методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры — занятия для дошкольников. — 2-е изд., исправ. -М.: ТЦ Сфера, 2011
  4. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  5. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  6. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г.
  9. Интернет-ресурсы
  10. Журналы по дошкольному воспитанию
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год