Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Педагогика
Автор: Ахметзянова Лилия Илдаровна, Ермолаева Елена Юрьевна, Мухамедзянова Лилия Бариевна   
17.09.2024 09:43

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

АННОТАЦИЯ.

Социализация детей с аутистическим спектром расстройств представляет собой сложный процесс, включающий усвоение опыта общественной жизни. Она включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальные нормы поведения, виды деятельности и формы общения. Процесс социализации в значительной мере зависит от общества, в котором осуществляется социальная среда. Главными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, а также различные социальные институты.

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом, основанный на профессиональном подходе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Социализация, аутистическое расстройство,

 

Изучение процесса социализации является важным в современной психологии и педагогике, так как он связан с психическим развитием личности и ее способностью адаптироваться в обществе. Понятие "социализация" было введено Бандурой и Кольманом и означает процесс моделирования или обучения через наблюдение. Социализация представляет собой активность личности, обусловленную потребностью принадлежать к обществу. По мнению Мещерякова, социализация понимается как процесс усвоения социальных норм поведения, знаний и навыков, психологических установок, необходимых для успешной реализации личности в обществе.

Социализация детей с аутистическими расстройствами — это сложный процесс освоения социального опыта. Он включает в себя усвоение норм общения, поведения и видов деятельности. Этот процесс в значительной степени зависит от общества, в котором ребенок находится. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения и различные социальные институты.

Из-за разнообразия аутистических расстройств и их проявлений, необходимо использовать комплексный подход к социализации детей с аутизмом. Преодоление этих нарушений представляет собой сложную задачу, поскольку базовые механизмы взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом нарушены. Они имеют трудности в приобретении опыта и ориентации на опыт других людей. Отсутствие социальных ориентиров начинается уже в раннем возрасте.

На данный момент не существует медикаментозного лечения аутизма, так как механизмы возникновения заболевания неизвестны. Есть только некоторые препараты, которые могут временно снизить выраженность некоторых симптомов, связанных с повышенным возбуждением.

Единственный выход — психологическая и педагогическая коррекция поведения. Самым эффективным методом считается методика прикладного анализа поведения, основанная на принципах бихевиоризма. Поведение обусловлено причинами и имеет последствия, которые могут поддерживать или угасать его. Коррекция поведения осуществляется путем манипуляции внешними стимулами, чтобы формировать нужные навыки и устранять нежелательное поведение. Сложные навыки разбиваются на маленькие действия, которые затем объединяются в цепочку, образуя сложное действие.

Однако, часто не удается преодолеть все трудности развития, поэтому необходимо, чтобы движение было двусторонним. Социализация — это жизнь в обществе: учеба в школе, посещение музеев, театров, магазинов, получение профессии. Возможности социализации ребенка зависят от возможности общества принять его. Сейчас развивается инклюзивное образование, где дети с особенностями развития могут учиться в обычных школах, и школы должны иметь возможность принять любого ребенка. Это сложный и трудный путь, который плохо продуман и мало понятен его участникам, и для каждого ребенка он может быть неудачным. Современные дети будут знать, что среди нас есть люди с особенностями развития, такими как аутизм, синдром Дауна и другие заболевания. Таким образом, люди с аутизмом будут менее изолированы от общества. Чем больше общество будет осведомлено о своей неоднородности, тем легче оно будет принимать различных людей и включать людей с особыми потребностями.

В заключение, социализация детей с аутизмом – это сложный, но вполне осуществимый процесс. Она требует терпения, понимания и грамотной работы со специалистами. Однако, результаты этой работы могут быть невероятно значимыми и положительными для самого ребенка и его окружения.

Профессиональный подход к социализации детей с аутизмом включает в себя не только специальные программы и техники, но и понимание индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это означает, что специалисты должны быть готовы адаптировать свои методы под конкретного ребенка, учитывая его интересы, способности и особенности.

Одним из ключевых аспектов успешной социализации детей с аутизмом является включение их в общество. Работа с такими детьми должна проводиться не только в специализированных центрах или школах, но и в обычных учебных заведениях. Важно, чтобы дети с аутизмом имели возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками без особых нужд.

Кроме того, социализация детей с аутизмом должна включать работу не только с самими детьми, но и с их семьями. Родители и близкие люди играют ключевую роль в процессе адаптации и социализации ребенка. Поэтому важно обеспечить им необходимую поддержку, обучение и консультации.

Следует отметить, что социализация детей с аутизмом – это длительный процесс, требующий систематической и последовательной работы. Однако, с помощью профессиональных методов и подходов, ребенок с аутизмом может достичь заметного прогресса в своем развитии и социальной адаптации.

Таким образом, социализация детей с аутизмом – это сложная, но вполне осуществимая задача. Она требует усилий со стороны специалистов, родителей и окружающих людей. Однако, результаты этой работы могут быть невероятно значимыми для самого ребенка и его будущей жизни. Важно помнить, что каждый ребенок с аутизмом уникален, и социализация должна быть адаптирована под его индивидуальные потребности и особенности. Только так можно достичь положительных результатов и помочь этим детям стать полноценными членами общества.

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм –М., 1993.
  2. Гилберт К., Питере Т., Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.
  3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 1985.
  4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
  6. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. — М., 1985.

Авторы:

  • Ахметзянова Лилия Илдаровна
  • Ермолаева Елена Юрьевна
  • Мухамедзянова Лилия Бариевна

воспитатели МАДОУ «Детский сад №381 комбинированного вида» Московского района г. Казань

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год