Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Педагогика
Автор: Андреева Наталья Олеговна   
20.09.2024 06:19

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за соматической ослабленности, наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, а также может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них — иные. Нормально развивающиеся дети учатся всему так быстро, что взрослые порой не замечают всех этапов, которые дети преодолевают на своем пути. Для детей с ЗПР создаются специальные условия для развития, воспитания и обучения.

 

Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики.

Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах [4, с. 359].

Основными для процесса воспитания детей с ЗПР являются коммуникативные, социально-трудовые, общекультурные, личностные и ценностно-смысловые компетенции. Перечисленные виды жизненных компетенций должны формироваться у ребенка с ЗПР в тесной взаимосвязи дуг с другом, постепенно встраиваясь в структуру его личности. Главным условием эффективной социализации данной категории дошкольников является именно привитие им социальной компетентности, что непосредственно осуществляется в рамках воспитательной работы [7, с. 35].

Социальная компетентность по своей природе является интегративной, потому что вбирает в себя схожие умения и навыки, применяемыми дошкольниками в различных сферах деятельности, которые помогают им самостоятельно решать разноплановый спектр трудностей, повседневно возникающих в профессионально-трудовой и социальной жизни.

В целях повышения уровня сформированности жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР необходимо как можно раньше начать коррекционно-воспитательную работу в этом направлении.

В первую очередь у данной категории дошкольников необходимо развивать коммуникативные компетенции, так как дошкольники с ЗПР испытывают трудности в установлении полноценного межличностного взаимодействия с окружающими. В рамках воспитательной работы это доступно посредством обучения их приемам взаимодействия с окружающими людьми, формирования навыков коллективной работы и овладения ими различными социальными ролями [7, с. 38].

Социализация дошкольников с ЗПР невозможна без речевого общения и взаимодействия. Поэтому воспитатель на занятиях должны развивать у дошкольников навыки выполнения словесных инструкций, учить давать полные ответы на заданные вопросы. Словесные поручения педагогов не будут вызывать трудностей в понимании при условии упрощения инструкции, разбивки ее на отдельные операции, а также при учете имеющегося дошкольного и бытового жизненного опыта дошкольников с ЗПР.

Воспитательная работа по формированию коммуникативных компетенций может проводиться в форме бесед. Педагог должен включать в беседу с дошкольниками с ЗПР упражнения, которые будут активизировать их познавательную деятельность, и расширять круг представлений об окружающей действительности. Например, в рамках формирования у дошкольников с ЗПР навыка ориентировки на улице можно предложить им составить маршрут от дома до детского сада. Коммуникативные умения данной категории дошкольников активно развиваются в процессе игровой деятельности, в которой моделируются реальные жизненные ситуации в пределах детского сада.

Целью направления "Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях" является формирование у ребенка с ЗПР необходимых представлений и навыков жизнеобеспечения, осознанного контролирования своего психофизического состояния и своевременного и адекватного сообщения взрослым об изменении самочувствия или о неудобствах, возникающих в процессе учебной деятельности.

Параметр «сформированность самосознания, адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» необходим для оценки адаптированности ребенка с ОВЗ. Хотя возможности адекватной и дифференцированной самооценки у него формируются позже, чем в норме, его необходимо учить не только оценивать успех/неуспех своей деятельности, но и осознавать свои трудности, привлекать внимание к ним с целью получения помощи.

Формирование социально-трудовых компетенций – это основная задача работы дошкольного учреждения. При воспитании ребенка с ЗПР в семье в условиях гипер- или гипоопеки затруднено формирование у него способности действовать самостоятельно, он не овладевает в необходимом объеме социально-бытовыми навыками или не приучается их использовать в повседневной жизни. Недостаточность бытовых умений нередко может провоцироваться и низким энергетическим потенциалом ребенка, в связи с чем он легко пресыщается и отказывается от субъективно непривлекательных для него нагрузокх [1, c 149].

В данном направлении воспитательной работы у дошкольников с ЗПР необходимо развивать навыки самообслуживания, обучать их самостоятельно организовывать свой быт, знакомить с особенностями взаимоотношений между членами семьи, а также способами решения различных экономических проблем, возникающих в жизни каждого человека. Педагог обязан прививать ученикам культурно-гигиенические навыки, формировать представления о доме, обучать пользоваться бытовой техникой, а также развивать трудовые навыки в процессе работы в столовой и в других помещениях детского сада.

Развивая социально-бытовые компетенции дошкольников с ЗПР, воспитатель может применять такие различные игровые технологии, как сюжетно-ролевые игры и имититационные игры, тем самым проигрывая различные аспекты трудового процесса в целом. Развитие социальных компетенций должно опираться на мотивацию и произвольность деятельности, саморегуляцию, а также на способность учащегося к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

Общекультурные компетенции – это совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих дошкольнику ориентироваться в социокультурном окружении. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности дошкольников, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Большинство дошкольников с ЗПР не владеют социальными навыками, а знания об обществе, которые у них имеются, примитивны и поверхностны.

Коррекционная помощь в данном направлении позволяют формировать такие компетенции, как обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа и умение ориентироваться в бытовой, культурной и досуговой сферах.

Компетенции личностного самоопределения требуют от воспитателя создания специфических педагогических ситуаций, направленных на раскрытие личностных качеств дошкольников с ЗПР. Например, входящее в эту компетенцию умение заботиться о собственном здоровье формируется у дошкольников посредством физкультурно-оздоровительных технологий, применяемых на спортивных мероприятиях, а также на занятиях в форме физкультминуток и динамических пауз, что в целом помогает прививать учащимся знание о необходимости соблюдения здорового образа жизни, и делает это знание положительной личностной установкой.

Формирование ценностно-смысловых компетенций у дошкольников с ЗПР подготавливает их к включению в социум и улучшает дальнейшее качество их жизни. Данный вид компетенций направлен на развитие способности анализировать события, происходящие в окружающем мире, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, становление механизма самоопределения в различных видах деятельности.

Концепции специального образовательного стандарта для детей с ОВЗ устанавливает обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, включая и детей с ЗПР [3]:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоения соответствующих возрасту системы ценностей с социальных ролей;
  • специальная поддержка освоения основной образовательной программы.

Мы выделили в качестве предмета рассмотрения одну из областей жизненной компетенции – «дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации». Приведем составляющие ее умения в соответствии с Концепцией ФГОС ДОО для детей с ОВЗ:

  • умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих;
  • умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
  • умение упорядочивать личные впечатления об окружающем мире во времени и пространстве;
  • умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
  • умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию;
  • умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
  • умение замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
  • умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
  • умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми;
  • умение устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком [6, с 174].

Аспект жизненной компетенции в структуре образования детей с ОВЗ предполагает прорабатывание с ребенком определенных знаний, умений и навыков, имеющихся у него в настоящий момент, так как они необходимы ему в обыденной жизни, т.е. здесь и сейчас.

Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением. Важно показать ребенку, как опереться на то, что имеется в его опыте, чтобы он мог соотнести свои собственные события и впечатления жизни с окружающим.

Что бы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.

Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранении тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.

В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе [2, с.46]

Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:

  1. Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач — это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях), соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.
  2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.
  3. Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.
  4. Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.

Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при не оказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР. По мнению В.В. Ткачевой, психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ЗПР на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.

На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей. Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание. В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

В организации комплексной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, могут быть использованы различные техники, которые позволяют разрешить такие проблемы, как: повышенный уровень агрессивности и конфликтность; кризисные состояния, в том числе и возрастные; невротические расстройства; психосоматические расстройства; расстройства психоэмоциональной сферы в результате стрессовой ситуации.

Независимо в каком направлении коррекционной помощи работает специалист, необходимо выделить несколько значимых рекомендаций для педагогов при организации работы с детьми с ЗПР:

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить дошкольнику с ЗПР субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т. к. дошкольники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать дошкольника с ЗПР на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т. к. процесс переключения у них очень снижен.
  5. Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  6. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.
  7. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  8. Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  9. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).
  10. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  11. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  12. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  13. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  14. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том материале, который ему интересен. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в работе, что способствует формированию положительного отношения к учению и обеспечит эффективность коррекционной помощи.

Формирование жизненных компетенций у дошкольников с ЗПР довольно длительный процесс. Его успешность зависит от рационального выбора педагогами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель) методов и приемов используемых в работе; важно также учитывать индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников с ЗПР. Таким образом, используя положительные качества личности воспитанников, необходимо развивать у них жизненно важные навыки, чтобы после окончания ДОО они могли социально адаптироваться в обществе, быть подготовленными к школьной жизни. В завершение обсуждения этой важной проблемы необходимо заметить, что успех этой работы будет зависеть от объединения усилий всех субъектов образовательной деятельности образовательной организации.

Список используемой литературы:

  1. Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 138-156.
  2. Бабкина Н.В. Формирование сферы жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 45-53.
  3. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
  4. Мищенко З.И., Мищенко Л.И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 359-367.
  5. Неретина Т.Г., Камышева О.В. Система коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93-96.
  6. Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174-176.
  7. Шагундокова Д.М. Формирование жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках воспитательной работы образовательного учреждения VIII вида // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 2 (6). С. 35-41.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год