Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей профессии в проектной деятельности. |
Педагогика | |||
Автор: Мишустина Светлана Юрьевна | |||
04.10.2024 23:11 | |||
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей профессии в проектной деятельности. Мишустина Светлана Юрьевна заведующий ДС № 66 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Самарской области, ул. Свердлова, 76 Аннотация: в статье описывается один из приемов методики ознакомления с историей профессий в процессе совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Ключевые слова: проектная деятельность, паспорт проекта, история профессии, ранняя профориентация, актуальность проекта, цель проекта, результат-продукт проекта, познавательный интерес. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями имеет прикладной характер в дошкольном образовании, хотя Федеральный государственный образовательный стандарт определил круг профессий и трудовых операций, с которыми воспитатель знакомит ребенка в детском саду [1]. Так воспитанники детского сада получают знания о различных профессиях своих родителей, детей знакомят с тем, какие трудовые операции выполняет человек той или иной профессии. Формируют представления о социальной значимости каждого труда и каждой профессии [7].
Вопросами ранней профориентации занимаются многие педагоги и психологи, такие как В.П. Кондрашов, Т.А. Шорыгина, Е.А. Алябьева, В.П. Потапова, О.В. Дыбина [2]. Но вопросы ознакомления с историей профессии не рассматривался до нашего исследования. Изучив уровень сформированности представлений о истории профессии у детей старшего дошкольного возраста, мы получили достаточно низкие показатели, дети не имеют представления о исчезающих профессиях, не могут предположить причину возникновения новых профессий. Наиболее эффективным методом методики ознакомления с историей профессии является проектная деятельность на заданную тему. Мы определили направление проектной деятельности с детьми. Так для совместной работы с детьми были выбраны следующие темы проектов:
На первом этапе нам было необходимо обучить педагогов составлять грамотный и актуальный паспорт проекта [9]. Так проект должен был быть подчинен одной познавательной цели, иметь актуальность и практическую значимость, дети в проекте должны были экспериментировать, исследовать, делать выводы [8]. По окончании проекта предполагался обязательный результат-продукт, это могли быть лепбуки, презентации, рекламные ролики, видео и фото-зарисовки, стенгазеты, книжки-малышки, мультфильм, снятый самими воспитанниками. В процессе обучающих семинаров, консультаций и мастер-классов, педагоги систематизировали и обобщали полученные знания, делились опытом, представляли и презентовали свои педагогические наработки. Такой взаимообучающий процесс, позволил педагогам детского сада обобщить и систематизировать материал для печати в научной литературе. В беседе с детьми, были определены те темы проектов, которые могут их заинтересовать, что в свою очередь заинтересует детей в изучении и поиску необходимой информации. Так ребята подготовительной группы детского сада, долго обсуждали, что будет интересно узнать, и какой получить результат-продукт, который в дальнейшем может быть использовать ими в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной познавательной деятельности. Мы рассмотрим процесс формирования познавательного интереса на примере реализации одного проекта. Так ребята задумали сделатьвидео-фильм. В процессе разработки паспорта проекта совместно с детьми, педагог определила название проекта: «История одной профессии». Актуальность проекта:
Цель проекта: познакомить детей с развитием и совершенствованием такой профессии, как пожарный. Цель работы: созданиевидео-фильма, подтверждающего изменения и совершенствования профессии. Проблема проекта заключается в том, что вопрос ознакомления детей дошкольного возраста с разными профессиями рассматривается в программах дошкольного образования, а вопрос преобразования и совершенствования данных профессий не изучается. Гипотеза: мы предполагаем, что проектная деятельность позволит сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к истории профессии. Объект исследования: трудовые операции пожарных. Предмет исследования: выполнение действий по тушению пожаров и применение разной вспомогательной техники в зависимости от развития и совершенствования профессии. Идея проекта: сравнить применяемую вспомогательную технику, защитные костюмы в процессе видоизменения, совершенствования профессии. Методы исследования:
Ресурсы:
Цель проекта: создание обучающего видео-фильма «Леди-пожарные». Цель развития: обогащение и систематизаций знаний воспитанников о истории развития профессии пожарный. Задачи проекта:
Этапы проекта: Iэтап – определение проблемы проекта. На данном этапе ребятам было предложено определить, проблему проекта, так дети рассуждали на тему – зачем пожарным такая тяжелая и необычная форма. Возможно, ли тушение пожара в простой спецодежде, например мастера по ремонту автомобилей. После обсуждения, ребята сформулировали проблему проекта – какая зависимость существуетмежду спецодеждой разных профессий. II – поисковый этап. В процессе поискового этапа, ребята определили тему проекта, причем мнение детей разделились на два, так первая группа детей хотели, чтобы исследования касались, только спецодежды, и в ходе проекта ребята предполагали изучить и сравнить спецодежду разных профессий. Но вторая группа детей, и с ними согласилось большинство дошкольников, решили определить тему проект как «История одной профессии. Пожарный прошлого и пожарный настоящего, что изменилось». Такая тема предполагала сравнение спецодежды, техники и используемого оборудования по истечении времени, но в одной заданной профессии. Так, Тимофей А. отметил: «Намного важнее понять, что делали пожарные в прошлом и как они тушили пожар раньше. И потом мы сможем сказать, почему так изменилась вся одежда пожарного». Николай Б., тоже был уверен в правильности выбора второй группы темы проекта и заметил: «Конечно, раньше дома были маленькие и деревянные, и тушить их было проще. А теперь попробуй спасти человека, если он живет как я на 14 этаже. Как туда добраться? Как спустить человека, чтобы он не сгорел?». На данном этапе ребятам было необходимо собрать максимум информации об исторической составляющей профессии пожарный. Очень большую помощь и поддержку здесь оказали родители и педагоги. Вся информация анализировалась, обрабатывалась, вписывалась и рисовалась детьми в картинках, стенгазетах, вырезках из журналов. Педагоги помогли составить паспорт проекта, и определить каким будет результат-продукт проекта. III этап – практический. Практический этап был посвящен реализации проекта и подготовке к созданию результата-продукта видео фильма на тему «Леди – спасатели». В процессе работы над проектом ребята самостоятельно изготовили стенгазету «Что было до», дидактическую игру «Подбери оборудование», познакомили с наработанными материалами детей среднего дошкольного возраста. IV – презентационный. На данном этапе, ребята пригласили к просмотру видео-фильма родителей и детей старшего и среднего дошкольного возраста. Перед началом презентации фильма, ребята рассказали, как много они узнали о прошлом и настоящем профессии пожарный, как много изменилось по истечению времени в данной профессии, хотя основной целью остается тушение пожара и спасение людей. Конечно, просмотр фильма вызвал много положительных эмоций у всех присутствующих, родители отметили не только игру главных героев, но и содержательную и познавательную составляющую результат-продукта данного проекта. В другой группе детского сада с таким же успехом прошел проект «Если бы не было этой профессии». Ребята изучали такую интересную, и кажется совсем забытую профессию – фермер. Результат-продуктом данного проекта стало участие дошкольников в двух значимых конкурсах таких, как «Профи-дебют», и «Профессионал 5+». Ребята подготовительной к школе группе заняли в данных конкурсах почетные места, что свидетельствует о продуктивности и эффективности работы в данном направлении. Проведя мониторинг контрольного эксперимента мы получили достаточно высокие результаты. Дошкольники уже имели представления об исчезающих профессиях, могли сделать выводы о том, почему они становятся не актуальны, какими профессиями были заменены исчезающие профессии. Из полученных данных, мы видим, что результаты экспериментальной группы детей, с которыми занимались педагоги и родители, с которыми были решены задачи двух проектов, значительно повысились, что дает нам возможность доказать, что наше предположение о том, что именно в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, у детей повысится уровень знаний и представлений о истории профессии является верным. Литература.
|