РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ДЕТСКАЯ КУЛИНАРИЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Левинская Наталья Владимировна | |||
03.10.2024 20:53 | |||
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ДЕТСКАЯ КУЛИНАРИЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска» МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска» ОСП «Яблочко» Воспитатель Левинская Наталья Владимировна Челябинск, 2024 ВВЕДЕНИЕ Понятие творческие способности является предметом педагогических, психологических, социологических и многих других научных исследований человека и общества. Невозможно дать однозначное определение этому понятию, это явление многогранно. Это подтверждается многими теориями и исследованиями. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества, а на их основе – и творческие способности.
Одной из важнейших общих задач, выделенных в ФГОС ДО, является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В образовательной области «Познавательное развитие» подчеркивается необходимость формирования первичных представлений о себе и об объектах окружающего мира как основы развития воображения и творческой активности; в образовательной области «Речевое развитие» отмечается важность знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, как базы для развития речевого творчества; в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» актуализируется задача обучения детей восприятию музыки, художественной литературы, фольклора для реализации накопленного опыта в самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и других) [2] ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной творческой личности ребенка. В целом задачи развития творческих способностей детей определены в ФГОС ДО с опорой на традиционные подходы методики обучения дошкольников творческому рассказыванию и с учетом современных достижений педагогической науки в данной области [2]. Творческие способности – это способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи [12]. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле творческие способности — это нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Также имеется в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем. С точки зрения А.Н. Леонтьева, творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т.д.). По мнению Л.С Выготского творческие способности- это индивидуальные особенности качества человека. Которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [10]. Б.М. Тепловым творческие способности рассматривались в виде определенных индивидуально-психологических способностей, которые отличают людей друг от друга, но не сводящиеся к запасу знаний и навыков, имеющихся в наличии у человека, а обуславливающие легкое и быстрое их приобретение [29]. Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения – создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста. Противоречие заключается в важности и необходимости творческого развития у детей среднего дошкольного возраста и отсутствием в системе дошкольного образования методических средств данного процесса. Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: какиедолжны быть условия для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста? На основании актуальности проблемы исследования определена темаисследования: «Разработка методического пособия «Детская кулинария» для развития творческих способностей для детей средней группы. Цель исследования: разработка и апробация эффективности методических материалов по использованию технологий лепки из воздушного пластилина в условиях развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста Объект исследования: процесс образовательной деятельности для развития творческих способностей. Предмет исследования: эффективность использования методического пособия «Детская кулинария» дляразвитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если систематически на занятиях использовать методическое пособие «Детская кулинария». Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: База исследования: средняя группа «Гусенички» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «НЬЮТОН» г. Челябинска». Адрес: Челябинская область, Калининский район, 250-летия Челябинска, 42а Адрес сайта: https: //dsnewton. educhel. ru/. Структура ВКР:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ 1. 1 Развитие творческих способностей у дошкольниковкак психолого–педагогическая проблема Проблемой развития творческих способностей занимались многие ученые. Исследования таких известных психологов и педагогов были посвящены проблеме творческого развития детей. Научные работы Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка Творческие способности – не новая тема для исследований. Вопрос человеческих способностей интересовал людей с древнейших времен. Однако в прошлом у общества не было особой потребности в творческом мышлении. Талант возникал естественно, создавая лучшие произведения литературы и искусства, делая научные открытия и изобретения, тем самым удовлетворяя культурные потребности развивающегося человечества. Ситуация резко изменилась в наше время. Жизнь в век научно-технического прогресса становится все более разнообразной и сложной. Он требует не привычных действий, а мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации в новых ситуациях, адаптивности, творческого подхода к решению больших и малых задач [23]. Рассмотрим понятие творчества в комментариях разных авторов. В. И. Бехтерев полагал, что под творчеством понимается создание нового, используя концентрированный ресурс прошлого опыта [21]. А.Н. Леонтьев считает, что творчество развивается только в результате приобретения знаний, навыков и умений, которые позволяют человеку заниматься любым видом творческой деятельности, например, искусством, музыкой или технологиями[21] Б.М. Теплов считает интуицию важной составляющей творчества, под которым понимается качественно уникальный процесс, не подчиняющийся правилам логики в обычном понимании [29]. Психологический словарь определяет творчество как процесс человеческой деятельности или результат создания субъективной новой вещи, создающей качественно новые материальные и духовные ценности [34]. Таким образом, общая концепция творчества выглядит следующим образом. Творчество – это любая практическая или теоретическая деятельность, в которой достигается новый результат. Далее рассмотрим понятие «способность». Известный советский психолог, основоположник философии действия и психологической теории С.Л. Рубинштейн полагает, что способности зависят от психологических особенностей человека и характеристик, содержащихся в его личности, без которых человек не может выполнять какое-либо конкретное действие. Навык – это способ выполнения определенных действий, а способности – продукт умственной деятельности, регулирующей деятельность [28]. К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Е. Чудновский анализируют способности как проявление психологических черт человека. Они полагают, успех того или иного вида деятельности зависит от имеющихся способностей [12]. Аналогичное мнение высказал В.А. Крутецкий, российский психолог, специализирующийся на психологии развития и образовании. Он определяет способности как индивидуальную характеристику психического процесса и неотъемлемую часть эмоций человека. По его словам, любая человеческая деятельность требует большого количества способностей, которые взаимодействуют друг с другом [12]. По В.Д. Шадрикову, способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского. Согласно мысли ученого, «во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)» [10]. По Л.С. Выготскому, имеется три характеристики способностей.
|