Организация рекреационных пространств в дошкольном образовательном учреждении |
Педагогика | |||
Автор: Слынько Светлана Анатольевна Косьмина Светлана Алексеевна | |||
21.11.2024 13:13 | |||
Организация рекреационных пространств в дошкольном образовательном учреждении Рекреационная зона — это территория, предназначенная для организации отдыха. В ней дети переключаются на игровую, динамическую деятельность, что позволит снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус и улучшить состояние здоровья в целом. Важно обратить внимание – помогают ли рекреационные зоны педагогам решать задачи всех образовательных областей, а также задачи воспитания. Тематика рекреационных зон должна соответствовать содержанию образовательной программы и программы воспитания детского сада. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека. Именно на данном возрастном этапе развития личности важно вносить положительно-эмоциональные образы в окружающую среду с целью профилактики таких негативных проявлений как страх, тревожность, застенчивость, гиперактивность, агрессия. Мой опыт работы показал, что этот негатив можно устранить через игру, фантазию, сказку в Театральной гостиной, используя театрализованную деятельность. Примеряя на себя определенные роли, ребенок вживается в образ, проживает новые ощущения и чувства, что помогает ему избавиться от неприятных эмоциональных переживаний. Дети агрессивные получают роли слабых и беззащитных, а застенчивые и неуверенные в себе –роли сильных и смелых. Чтобы не навредить здоровью и жизни в целом, с детьми старшего дошкольного возраста проигрываем сюжеты, которые помогают взять себя в руки, сосредоточиться и найти выход в экстремальной ситуации. Например, дошкольники, рассуждая о поведении во время пожара, отметили, что самое важное – это не растеряться и не впасть в состояние паники, а быстро выйти из горящего помещения. Для проигрывания подобных ситуаций мы используем уголок безопасности, находящийся на территории Театральной гостиной. Сидя у камина на мягких пуфах и глядя на огонь, который приводит в состояние покоя, дети в обстановке тепла и понимания, передавая по кругу мягкую игрушку, рассказывают о причинах гнева, злости и о том, как можно избавиться от подобного состояния. А ещё здесь мы прослушиваем музыкальные композиции и определяем, какого цвета музыка и как она влияет на настроение. Часто наши беседы и театрализованная деятельность переходит в зарисовку своего настроения мелками на специальной стене или рисованиепальчиками на мольберте. В одном из помещений находится наша гордость – библиотека — литературная гостиная. Мы долго думали, как задействовать небольшой свободный островок. А всё началось с камина, который родители сделали к празднику Новый год. Вот тут-то нам и пришла в голову мысль сделать литературный центр. Повесили портреты известных детских писателей, часы с кукушкой, поставили удобные кресла и передвижные столики, на которые раскладываются книги в соответствии с тематикой. Воспитатель выступает в роли хозяйки гостиной. Царит атмосфера душевности и доброжелательности. Была встреча, посвящённая творчеству А.Л. Барто, в которой участвовали дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети старшей и подготовительной к школе группы погружались в атмосферу творчества С.В. Михалкова. По нашим наблюдениям детям очень интересны такие неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к разучиванию стихотворений, что сказывается на речевом развитии ребёнка, прививают интерес к книге и дарят тепло общения. Еще одна важная и необходимая зона – в гостях у светофора. Данная зона активности посвящен актуальной проблеме на сегодняшний день, это связано с тем, что дети старшего дошкольного возраста не имеют защитную психологическую реакцию на дорожную обстановку, в отличие от взрослых. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как дети данного возраста еще не могут контролировать свое поведение. Дети не могут правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные способности, считая себя быстрыми и ловкими. Поэтому изучение ПДД и есть одна из главнейших задач на сегодняшний день, а способность этому будет работа над проектом, посвященная изучений ПДД, и может быть эффективной при условии, если работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма педагог проводит целенаправленно с родителями и взрослыми, которые провожают детей в дошкольное учреждение. В данной зоне располагаются: элементы дорожных знаков, карточки с изображением ситуаций на дорогах, детские машины-каталки, элементы костюма постового (фуражка, жезл, светофор, фартуки с изображением автомобилей, светофора, рули, конструктор — трансформе, информационное поле по дорожному движению. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в холлах и рекреациях нашего детского сада, мы учитывали, что:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников будет свидетельствовать об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Мы будем и дальше работать, не боясь нового, создавать современную образовательную среду для наших дошколят, развивать их, постараемся сделать их детство счастливым. Подготовили:
|