Технология «говорящая среда», как средство организации образовательной деятельности дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Москалева Е. В. Коровкина А. И. | |||
07.12.2024 12:59 | |||
Технология «говорящая среда», как средство организации образовательной деятельности дошкольников. Предметно-пространственная развивающая среда в современном дошкольном пространстве – еще один педагог. И в настоящее время все чаще мы слышим термин «говорящая среда», и все более важным становится вопрос, насколько дошкольное образование «слышит» голос каждого воспитанника. Педагоги ГБОУ Школа № 536готовы рассказать, что такое «говорящая среда» и как сделать так, чтобы стены «заговорили». Наши дети большую часть времени проводят в детском саду. Здесь они общаются, играют, а также исследуют и познают. Говорящая среда – необыкновенный инструмент, позволяющий современным и необычном образомпересмотреть групповое помещение, своеобразный проекционный экран, на который «выводится» информация, отвечающая потребностям и интересам детей. Современная развивающая средадошкольного пространства тесно связана с технологией «голос ребенка», позволяющая не только «услышать», но и увидеть его отражение в пространстве группы. Этот проект нашел свой отклик в самых обыкновенных вещах и предметах, которые есть в арсенале каждого педагога, возможнопросто иногда стоит иначе взглянуть на них.
Вот уже два года подряд утро дошколят начинается с радостных встреч – после завтрака до занятий педагоги проводят утренний круг, который дает возможность «услышать» голос маленьких воспитанников. На утреннем круге дети делятся впечатлениями, узнают новости группы, договариваются о правилах, именно здесь вспыхивают искры нового образовательного приключения и генерируютсясвежие идеи. Всем известно, что дошколята – большущие почемучки со своими бесконечными вопросами, которые хотят все знать, а зачастуюзадают совсем не детские вопросы. Порой простой детский вопрос, который вызывает улыбку на лице педагога, можетсоздать и некоторые сложности. Как же все-таки ответить почемучке на все его вопросы... Вот так родилась идея созданияв групповом помещении ГБОУ Школа № 536 «говорящий» столб, который был сконструировансовместно с родителями. Каждая его сторонасоответствуетопределенной рубрике. Первая сторона — «Хочу все знать». На этой стороне вывешиваются самые каверзные вопросы почемучек: почему колеса круглые, почему облака не падают на землю, почему взрослым все можно, зачем слону хобот и многие другие. В течение определенного времени ребята с педагогамипытаются найти ответы на все свои вопросы. Вторая сторона – «Наши успехи». Здесь располагаются не только грамоты и дипломы, но и фотографии и рисунки. Для дошколят научиться простым вещам – уже победа, а умение радоваться этим простым вещам и победам наполняет вдохновением и энергией, ребята видят свою значимость, верят в свои силы! Идею для третьей стороны ребята предложили сами. Обсуждая правила поведения, было принято решение зарисовать некоторые из них. Какие-то правилаоказалисьочень простыми и их легко соблюдать, а вот для соблюдения других воспитанникам приходится прикладывать усилия. Четвертая сторонаоформлена по иновационной технологии «Линейный календарь». Это изменение традиционной формы календаря для более удобного и эффективного ведения времени и планирования задач, формирование у детей старшего возраста элементарных математических представлений. Кроме того, данная технология, способствует формированию представления о времени, улучшает усвоение последовательности дней недели, месяцев, временных отрезков и других понятий временных измерений. Именно здесь в дальнейшем появится возможность отмечать памятные даты и дни рождения. На двери группыоформлен экран эмоций, транслирующийчувстваи внутреннее состояние воспитанников. Через рисунок или выбранный стикер дети могут выразить свой эмоциональный фон. Говорящая среда– ресурс, который дает каждому воспитаннику возможность для всестороннего развития. А взрослым принципиально важно услышать голос ребенка! Москалева Е. В. Коровкина А. И.
|