Семинар — практикум для педагогов «Новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Зуева Юлия Евгеньевна Ганьшина Зарина Джумабоевна | |||
18.12.2024 11:07 | |||
Семинар — практикум для педагогов «Новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО» Цель: знакомство педагогов с новыми подходами в создании в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО Задачи:
Ход семинара – практикума Актуальность темы Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностных ориентирах. Развивающая предметно-пространственная среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в приемных, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы. Задача педагога — учитывать все эти характеристики, создавая РППС. Что же нового привнесла нам программа ФОП ДО в создание в группах развивающей предметно-пространственной среды? Прежде, чем поговорить о нововведениях, давайте мы с вами освежим в памяти, что же такое развивающая предметно — пространственная среда. Для этого я раздам Вам ключевые слова (карточки), касающиеся РППС, а Вы выберите к каждому ключевому слову составляющие (карточки — характеристики) Ключевые слова: Образовательные области, Виды детской деятельности, Требования, Условия, Маркеры Составление кластера вместе с участниками семинара (приложение 1) «Развивающая предметно-пространственная среда» Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Образовательные области: Социально — коммуникативное, познавательное, речевое, художественно — эстетическое, изическое развитие Виды детской деятельности: Игровая; Двигательная; Речевая; Общение со взрослым; Познавательно — исследовательская деятельность и экспериментирование; Музыкальная; Изобразительная; Элементарная трудовая деятельность Требования: РППС группы должна быть: Содержательно — насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной; Безопасной Условия: Реализация образовательных программ; Учет возрастных и половых особенностей; Учет национально — культурных, климатических особенностей Маркеры: Социально-коммуникативное развитие: «Социальные отношения»; «Основы гражданственности и патриотизма»; «Труд»; «Основы безопасного поведения»; «Сюжетно — ролевые игры» Познавательное развитие: «Окружающий мир»; «Природа»; «Математические представления»; «Сенсорные эталоны и познавательные действия» Речевое развитие: «Развитие речи»; «Подготовка к обучению грамоте»; «Интерес к художественной литературе» Художественно — эстетическое развитие: «Изобразительная деятельность»; «Конструктивная деятельность»; «Музыкальная деятельность»; «Приобщение к искусству»; «Культурно — досуговая деятельность»; «Театральная деятельность»; Физическое развитие: «Физическое развитие»; «Основы ЗОЖ» Сравнение маркеров с учетом возрастных особенностей детей (приложение 2) Работа с залом:
Некоторые новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФОП ДО:
Подведение итогов: Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Наша задача — чтобы в детском саду ребёнок чувствовал себя любимым, неповторимым и защищенным. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
|