Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар — практикум для педагогов «Новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
Педагогика
Автор: Зуева Юлия Евгеньевна Ганьшина Зарина Джумабоевна   
18.12.2024 11:07

Семинар — практикум для педагогов «Новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»Семинар — практикум для педагогов «Новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»

Цель: знакомство педагогов с новыми подходами в создании в группах развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО

Задачи:

  • выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования
  • обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;
  • формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах детского сада

Ход семинара – практикума

Актуальность темы

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностных ориентирах.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

 

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в приемных, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы. Задача педагога — учитывать все эти характеристики, создавая РППС.

Что же нового привнесла нам программа ФОП ДО в создание в группах развивающей предметно-пространственной среды?

Прежде, чем поговорить о нововведениях, давайте мы с вами освежим в памяти, что же такое развивающая предметно — пространственная среда.

Для этого я раздам Вам ключевые слова (карточки), касающиеся РППС, а Вы выберите к каждому ключевому слову составляющие (карточки — характеристики)

Ключевые слова: Образовательные области, Виды детской деятельности,

Требования, Условия, Маркеры

Составление кластера вместе с участниками семинара (приложение 1)

«Развивающая предметно-пространственная среда»

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Образовательные области: Социально — коммуникативное, познавательное, речевое, художественно — эстетическое, изическое развитие

Виды детской деятельности: Игровая; Двигательная; Речевая; Общение со взрослым; Познавательно — исследовательская деятельность и экспериментирование; Музыкальная; Изобразительная; Элементарная трудовая деятельность

Требования: РППС группы должна быть: Содержательно — насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной; Безопасной

Условия: Реализация образовательных программ; Учет возрастных и половых особенностей; Учет национально — культурных, климатических особенностей

Маркеры:

Социально-коммуникативное развитие: «Социальные отношения»; «Основы гражданственности и патриотизма»; «Труд»; «Основы безопасного поведения»; «Сюжетно — ролевые игры»

Познавательное развитие: «Окружающий мир»; «Природа»; «Математические представления»; «Сенсорные эталоны и познавательные действия»

Речевое развитие: «Развитие речи»; «Подготовка к обучению грамоте»; «Интерес к художественной литературе»

Художественно — эстетическое развитие: «Изобразительная деятельность»; «Конструктивная деятельность»; «Музыкальная деятельность»; «Приобщение к искусству»; «Культурно — досуговая деятельность»; «Театральная деятельность»;

Физическое развитие: «Физическое развитие»; «Основы ЗОЖ»

Сравнение маркеров с учетом возрастных особенностей детей (приложение 2)

Работа с залом:

  1. В какой возрастной группе в образовательную деятельность включается задача по формированию основ гражданственности и патриотизма? (3-4 года)
  2. В какой возрастной группе в соответствии с ФОП ДО в задачи по формированию основ безопасного поведения дошкольников включена безопасность в сети Интернет? (6-7 лет)
  3. С какого возраста ввводится занятие по подготовке к обучению грамоте? (5-6 лет)
  4. В какой возрастной группе педагог допускает и поощряет самостоятельное экспериментирование? (6-7 лет)
  5. В какой возрастной группе в соответствии с ФОП ДО и ГОС ДО в изобразительную деятельность кроме рисования и лепки включена аппликация?

Некоторые новые подходы к созданию в группах развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФОП ДО:

  • Гибкость среды. Отсутствие жёсткого зонирования и возможность оперативной трансформации пространства в соответствии с образовательными задачами, уровнем развития детей и их игровыми замыслами. Для этого желательно подбирать лёгкую модульную мебель.
  • Избегание перегруженности пространства. Для этого нужно пересмотреть наполнение и пространственное расположение мебели, игрушек и игрового оборудования. Часть игрушек и оборудования можно оставить в открытом доступе, часть убрать в контейнеры или пространства для хранения, имеющиеся в мебели.
  • Дополнение среды нейтральными материалами. Отрезками тканей, природными материалами. Такие материалы стимулируют развитие мышления, воображения и разнообразят деятельность детей.
  • Использование элементов цифровой образовательной среды. В оснащении РППС могут быть использованы интерактивные площадки как пространство сотрудничества и творческой самореализации ребёнка и взрослого (кванториумы, мультстудии, роботизированные и технические игрушки и другие).
  • Наличие места для продуктов детской деятельности. Кроме организации выставок, детские работы можно использовать в оформлении группы, в разнообразных играх, на занятиях.

Подведение итогов:

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Наша задача — чтобы в детском саду ребёнок чувствовал себя любимым, неповторимым и защищенным. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год