Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи» |
Педагогика | |||
Автор: Сергиенко Наталья Валерьевна | |||
18.12.2024 18:38 | |||
Консультация для педагогов «Образовательные практики как механизм повышения воспитательного потенциала семьи» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №68 г.Благовещенска» Воспитатель: Сергиенко Н.В. г.Благовещенск, 2024 Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался всесторонне требуется их взаимодействие. Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности.
Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно. Только в семье у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности под влиянием особенной эмоциональной обстановки. Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание условий для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. Для того, чтобы взаимодействие с семьями воспитанников было эффективным, необходимо:
В современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. К инновационным формам и методам взаимодействия с родителями относятся: Информационно-аналитические формы. Прежде всего они предназначены на выявление интересов, запросов родителей, налаживание эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия». С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий проводится анкетирование «Социальный портрет семьи». «Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители помещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания. Активные формы и методы работы с родителями:
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы. «Педагогическая лаборатория»: рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. «Читательская (педагогическая) конференция»: проводится предварительная работа перед собранием, где родителям дается какое — либо задание по определенной теме. Подготовленное задание на конференции обсуждается с различных позиций. «Аукцион»: собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). «Семинар — практикум»: на собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, можно использовать элементы тренинга. «Душевный разговор»: собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. «Мастер — класс»: родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. «Ток-шоу»: собрание такой формы предполагает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. Еще одна эффективная форма работы с родителями — это тематические Акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Акции могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День пожилого человека, День Матери, «Цветок ветерану» ко Дню Победы, Акция по озеленению территории и т. д. «Дни открытых дверей» помогают родителям лучше узнать дошкольное учреждение, его традиции, правила, особенности воспитательно — образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводятся в форме экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Досуговые формы взаимодействия с родителями предназначены для установления дружеских, неформальных, конфиденциальных отношений между воспитателями и родителями, между родителями и их детьми:
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Для решения задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении используются наглядно — информационные формы организации общения воспитателей и родителей. Они помогают правильно и беспристрастно оценить деятельность педагогов, пересмотреть свои взгляды по отношению к домашнему воспитанию. Наглядно-информационное направление включает в себя:
К ним также можно отнести следующую форму — «Копилка добрых дел». Очень часто родители привлекаются к помощи в благоустройстве ДОУ. Они красят, строят, сажают деревья, кустарники и цветы, участвуют в различных конкурсах. Все слова благодарности и фото можно хранить в папке, под названием «Копилка добрых дел». Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность. Инновационные формы работы с семьями воспитанников при их разнообразном использовании дают хорошие результаты. При этом родители становятся активными участниками всех мероприятий группы и незаменимыми помощниками. Они начинают понимать, что это все нужно не потому, что это надо воспитателю, а потому, что это необходимо для развития их собственных детей. Только в процессе длительного и кропотливого труда, при котором все идут к определенной цели, возникает взаимодействие родителей и дошкольного образовательного учреждения.
|