Особенности консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного учреждения |
Педагогика | |||
Автор: Неверова Анастасия Александровна | |||
21.12.2024 08:23 | |||
Особенности консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольного учреждения Тесное взаимодействие детского сада и семьи является важнымэлементом развития и формирования гармоничной личности ребенка. Толькопри рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательногопространства, подразумевающего активное включение в процесс развитияребенка педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, достигается положительный результат в его развитии и воспитании. Ежедневно наблюдая за ребенком, педагог может первым отметитьособенности в его поведении, обучении, межличностных отношениях и, какправило, является одним из самых доступных ресурсов для родителей приполучении информации по вопросам развития малыша, интересующих их вданный промежуток времени. В этом контексте педагог-психолог является первымзвеном консультативного процесса в дошкольной образовательнойорганизации.
При консультировании родителей, воспитывающих ребенка сограниченными возможностями здоровья, педагогу надо помнить, что этагруппа находится в трудной жизненной ситуации, а внутрисемейныеотношения часто сопутствуются кризисом и имеют деструктивный характер. Отечественные исследователи (А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, А.С. Спиваковская) выявили общие черты семьи и ближайшегоокружения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
Учитывая вышеперечисленные особенности семей, тщательная подготовка и грамотно выстроенная консультация, является одним из факторовдля дальнейшего продуктивного взаимодействия родителя, ребенка и воспитателя. При проведении консультативной беседы педагогу важнопридерживаться определённого алгоритма, состоящего из нескольких этапов (по Г. М. Абрамовой): 1 этап. Установление контакта. От того, как выстроятся отношения в течение первых минут, будет зависеть эффективность консультации. Важнойсоставляющей является готовность обеих сторон к консультированию, общийнастрой, выбранное место и время. 2 этап. Прояснение ситуации, выяснение потребностей родителя, выслушивание. На этом этапе воспитателю важно внимательно выслушатьпричину обращения. Понять, как родитель видит проблему ( «Что Васбеспокоит?», «Как это происходит?», «В каких ситуациях?»). Уточнить запрос ( «Правильно ли я вас поняла?») и решить, готов ли он ответить на вопрос илиего нужно переадресовать узкому специалисту (логопеду, психологу, дефектологу, социальному педагогу, медицинскому работнику). 3 этап. Осознание желаемого результата. Выяснить, каких результатов хочет получить родитель ( «То, что меня бы больше устроило, это…»). Какие попытки родители делали, чтобы самостоятельно справится с ситуацией ( «Какие варианты решения нашли сами?»). 4 этап. Выработка альтернатив. Предложить 2–3 рекомендации поисправлению ситуации. Наметить реальный шаг к совершению поступка. Например: ( «Начиная с завтрашнего дня, Вы постараетесь контролироватьрежим дня вашего ребёнка так, чтобы он был максимально приближен крежиму дня детского сада»). Дать возможность родителю самому проговоритьварианты решения проблемы ( «Что бы достичь этого, мне нужно...»). 5 этап. Завершение консультации. Обобщение в форме резюме, озвученные выводы родителя: ( «Я пришёл к пониманию того, что…»). Поддержать родителей ( «Я уверена, что у Вас получится»; «Я готова поддержать Вас в трудную минуту»). В исследованиях зарубежных и отечественных авторов (В. М. Рахманов, Е.И. Исенина, Г.Г. Гузоев Е. Шукард, Д. Льютман) подробно описано, что для «принятия» особого ребенка, семья проходит несколько стадий переживаний, которые отражаются на общении с окружающими. Взаимодействуя сродителем, воспитателю важно понимать, на какой из стадий он находится вданный промежуток времени. Первая стадия – «Шок». Родители стараются доказать себе иокружающим, что ребёнок совершенно здоров, могут длительное времяотказываться от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), не хотят проходить ПМПк, находят объяснения действиям ребёнка ( «Он устал», «Ему не интересно», «А дома у него получается»). На этой стадии наиболее эффективен деловой тон взаимодействия, ясноеинформирование о фактах, характеризующих поведение или состояние ребенка. Вторая стадия – «Гнев, агрессия». Родители испытывают чувство стыда, обиду. Часто задают себе вопрос: «Почему мой ребенок такой?», ищутвиновных в случившемся, могут злиться на себя и окружающих. Обращаются кспециалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедами врачам по профилю заболевания). Могут корректировать курс назначенноголечения или программу работы с ребёнком на своё усмотрение ( «Это лекарствоможет оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»). Если невидят быстрого положительного результата лечения и занятий, перекладываютвину на специалиста, к которому обратились. Гнев родителя может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. ( «Быстро сел и слушай, что тебе говорят, невертись» (ребёнок с дефицитом внимания)). На стадии «Гнев, агрессия» для педагога важно внимательно выслушатьродителя и уточнить, каких конкретно действий он ожидает от дошкольнойобразовательной организации. На первой и второй стадиях родители могут активнее делитьсяпереживаниями с другими семьями, имеющими ребенка со схожимипроблемами, и оказаться не готовыми к помощи специалистов. Третья стадия – «Защитное отрицание». По мере того как родителиначинают принимать и понимать проблемы ребёнка, они погружаются вглубокую печаль, связанную с её осознанием. У членов семьи могут появитьсядепрессивные и невротические реакции. На этой стадии для педагога важно эмоционально поддержать, сказать оресурсах, которые он видит в родителе ( «Вы много для него делаете», «РебёнокВас любит») Четвертая стадия – «Принятие». Характеризуется эмоциональнойреорганизацией, приспособлением, принятием ситуации. Родители понимаютособенности своего ребенка и намерены сделать все для его счастья. Действия педагога на стадии «Принятие» заключаются в оказаниипомощи определения ключевых задач и целей. Большая задача делится нанесколько частных, с конкретными этапами их достижения. Пятая стадия – «Конструктивное действие». Родители ребёнка сограниченными возможностями здоровья меняют жизненные ценности, образжизни. Значимой целью становится воспитание малыша так, чтобы он сталличностью, счастливым человеком. Можно услышать следующиевысказывания родителей: «Что можно сделать, чтобы мой ребёнок это смог?», «Что Вы мне посоветуете?», «Какие занятия будут более эффективны?» На стадии «Конструктивное действие» происходит максимальноевзаимопонимание родителя и педагога. Это наиболее благоприятный периоддля выстраивания общих действий и планов. Эффективно обсуждениеиндивидуального маршрута с четкими рекомендациями по обучению ивоспитанию ребенка, оценки результативности совместных действий взрослогои ребенка. Взаимодействуя с родителями, педагогу дошкольной образовательнойорганизации важно осознавать, что в настоящее время формированиеродительской компетентности с учетом особых потребностей родителей впсихолого-педагогической помощи, информировании, обучении и жизненнойнавигации является важным звеном воспитательного процесса. Для осмысления и разбора вопросов, зарождающихся с рождением, воспитанием, обучениемребенка и взаимодействием с ним, родители должны обладать достаточнымуровнем осведомлённости и уметь выстраивать жизненный маршрут для себя исвоего ребенка. Важно понимать, что действенность помощи, котораяоказывается воспитателем, помогает родителю осознать, проанализироватьвозникшую проблему и, в конечном итоге, найти решение. Список литературы
|