Развитие технического творчества дошкольников посредством современных педагогических технологий. |
Педагогика | |||
Автор: Шагимуратова Людмила Николаевна Леванцова Оксана Алексеевна | |||
23.12.2024 17:09 | |||
Развитие технического творчества дошкольников посредством современных педагогических технологий. Авторы:
МБДОУ «Детский сад №41» г.Саров, Нижегородская область Статья раскрывает инновационный опыт реализации технологии проектной деятельности в техническом творчестве обучающихся среднего дошкольного возраста посредством реализации парциальной модульной программы «СТЕМ — образование».
Использование технологии проектной деятельности в ДОО как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно находить нужную информацию и использовать эти знания для создания объектов действительности. СТЕМ-технология позволяет педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, инженеров, технологов и математиков. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что СТЕМ-технология может успешно использоваться в рамках образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса. Все мы ощутили изменения, которые происходят в системе российского образования в последнее время. Эти изменения диктуют нам, педагогам, необходимость отказа от стандартных практик в пользу новых образовательных технологий. Характерной особенностью новшеств, являются вариативность содержания, учет индивидуальных особенностей детей, творческо-поисковый компонент. Дошкольная образовательная организация является инновационной площадкой по реализации парциальной модульной программы «СТЕМ – образование». Образовательный процесс в ДОО осуществляется по разработанной модели. Данная модель представляет собой совокупность и интеграцию различных форм детской активности в решении проблем, основанных на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. Обучение детей проходить в форме проектной деятельности. Темы проектов соответствуют возрастным особенностям дошкольников и содержанию парциальной модульной программы «СТЕМ – образование». Образование детей в проекте проходит через все образовательные модули. Итогом проектной деятельности становятся яркие мероприятия, на которых дети презентуют свои детские продукты. В статье описан проект «Защитники нашего города», в котором наглядно видна интеграция образовательных модулей: «Лего-конструирование», «Робототехника», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой». Предварительной работой к проектной деятельности стал цикл бесед с детьми о «Людях смелых профессий». На вопрос: «Какие профессии людей они считают смелыми?», ребята назвали такие профессии как: пожарный, полицейский, военный. Стали выяснять, где эти люди проявляют свою смелость и отвагу. Пожарные – борются с огнем и тушат пожары. Полицейские – защищают нас от преступников. Военные – защищают от врагов нашей Родины. Придя в детский сад, один мальчик задал вопрос: «Что делают военные в нашем городе, и от каких врагов они нас здесь защищают?». Этот вопрос и послужил началом нашего проекта. На детском совете ребята решили, что нужно собрать как можно больше сведений о военных профессиях. Было решено в приемной группы оформить «Информационное бюро», где дети будут зарисовывать то, что они хотели бы узнать по выбранной теме. Каждый родитель, придя за ребенком, мог увидеть, чем занимаются дети, что их интересует, что они хотят узнать и какой проект в ближайшее время будет реализовываться. Таким образом, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. На первом этапе проекта мы вместе с детьми и родителями стали искать нужную нам информацию: подобрали книги, журналы, иллюстрации, наглядно – демонстрационный материал, видеоролики по данной теме. В группе была организована выставка книг «Аты – баты, шли солдаты». Созданы тематические альбомы: «Гордится Армией страна», «Армия России». Были подобраны дидактические игры: «Кто где работает?», «Военная техника», тематическое лото «Профессии». С детьми посмотрели цикл презентаций военной тематики: «Защитники Родины», «Армия России» и др. Обыгрывали с дошкольниками проблемные игровые ситуации к сюжетно-ролевой игре «Армия». В рамках проектной деятельности «на встречу с интересными людьми» были приглашены родители, которые несут службу в рядах вооруженных сил РФ. Из беседы папы – военнослужащего ребята узнали, что на территории города находятся войска национальной гвардии Российской Федерации и их основной задачей является охрана важных государственных объектов. Ребята стали рассуждать, что в нашем городе может являться объектом государственной важности. Начали с того, что вспомнили, где работают родители наших воспитанников. И оказалось, что у большинства детей родители работают на заводах. В нашем городе их три и они имеют военную направленность. Сделали вывод, что на заводах нашего города производят что-то, что является очень важным для нашего государства. Соответственно они и являются важными государственными объектами. Поэтому наш город охраняется со всех сторон, и чтобы в него попасть нужно пройти контрольно-пропускной пункт. А несут службу на КПП солдаты Росгвардии. Ответным визитом детям стала экскурсия в воинскую часть. В гости к ребятам были приглашены юнармейцы, бывшие воспитанники нашего детского сада. Они рассказали о военно-патриотическом общественном движении, поделились впечатлениями об участии церемонии выноса флага и знамени саровской дивизии, о награждении своих товарищей нагрудными знаки «Юнармейская доблесть», как высшей формы поощрения за мужество, героизм и выдающиеся достижения. На втором этапе, проанализировав полученные знания, мы решили закрепить их в совместной деятельности, используя образовательные модули СТЕМ-технологии. Узнав, что Российская Армия имеет несколько видов войск и у каждого вида есть своя боевая техника, ребята решили построить военную базу, используя конструктор Lego DUPLO, LEGO EDUCATION «Планета STEAM», конструктор Аврора «Первые механизмы». Здесь мы применили образовательный модуль «Лего-конструирование». Для сухопутных войск ребята построили танк с защитной бронёй, которая глушит радиосигнал местоположения танка. Поворотная платформа, на которой была установлена башня с пушкой, служила защитой пехоты при наступлении. С помощью прибора наблюдения, выполненного из шестерни танкисты могли предвидеть опасность со стороны противника. Для военно–воздушных сил ребята строили самолёты, вертолёты. Над кабиной пилота установили кирпичик с подвесом для катапультирования экипажа. Также воспитанники строили разные здания заводов. Внутри которых находился пункт наблюдения с тревожной кнопкой. В случае непредвиденной опасности автоматически включалась система противовоздушной обороны. Установки (пушка дротик), размещённые по периметру здания выпускали облако, которое накрывало весь завод, и противник не мог его обнаружить. Применив образовательный модуль «Математическое развитие», ребята для десантников выкладывали из набора цветных счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша боевые самолёты, соблюдая определённые условия (учитывали количество и длину палочек; величину, форму и толщину блоков). Учились маневрировать самолетом с помощью комплекта пособий «Дары Фрёбеля». Укрепляли военно – морской флот авианосцами, крейсерами. На палубах с помощью зубчатого колеса установили радиолокаторы для обнаружения воздушных целей противника, для запуска ракет — «пушку с дротиком». После того, как боевая техника разместилась на военной базе, дети презентовали свои модели, рассказывали об их функциях и принадлежности к определенному роду войск своим сверстникам. Военная база — это объект стратегического значения, который должен охраняться круглосуточно. Перед детьми возник вопрос, как защитить военную базу от противника 24 часа в сутки. Ребята решили создать робота – солдата, который будет нести службу не уставая. Проанализировав робототехнические конструкторы, (составив морфотаблицу) дети пришли к выводу, что роботом – солдатом будет выступать программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела» и робот Tale-Bot PRO. Используя образовательный модуль «Робототехника» ребята выложили с помощью набора для программирования «Кубо-Бот» алгоритм движения мини-робота по периметру военной базы и запрограммировали его. Собирая и анализируя полученные знания о военных, у ребят возник вопрос: «Какая универсальная одежда должна быть у солдата, который находится на выполнении своего боевого задания, в любую погоду?» Предположили, что все дело в ткани, из которой сшито обмундирование. С помощью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» с детьми был проведён опыт с разными видами материалов «Все ли ткани промокают?». Сделали вывод: одни ткани впитывают воду, а другие не впитываю. Значит, одежда у солдат сделана из определенных материалов, которые помогают справиться с различными природными явлениями. Было решено смастерить такую одежду для нашего робота – солдата. Ребята нарисовали эскиз, а родители сшили камуфляжный костюм. Когда все было готово дети решили снарядить робота всем необходимым для несения караула. На тематическом поле были представлены разные предметы. Ребята запрограммировали мини-робота так, чтобы он собирал только нужные для службы. Для систематизации накопленного опыта, дети составили таблицу «Рода войск». Рода войск РФ Место службы Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные войска После заполнения таблицы дети сделали вывод: в нашем городе военные служат в сухопутных войсках, так как моря у нас нет и нет военного аэродрома. В итоге, объединив свои постройки, детским продуктом стала общая модель «Безопасного закрытого города» по периметру которого действует система караулов, а также и на охраняемых объектах внутри города роботами-солдатами. Ребята решили на военной базе оставить боевые самолёты и вертолёты, так как на территории города есть небольшой аэродром. И военные катера — в городе протекают реки Сатис и Саровка. Тем самым защитить город со всех сторон. Овладение знаниями и навыками работы с современными технологиями и новейшим оборудованием по программам технической направленности дает хороший старт обучающимся для ранней профориентации и способствует формированию основ инженерного мышления. Благодаря реализации проектов технической направленности в образовательном процессе ребенок становится субъектом осуществления важнейших видов современной инженерной деятельности.
|