Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»
Педагогика
Автор: Черкасова Галина Николаевна   
22.03.2025 11:53

Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»Конспект мастер-класса «Лаборатория – место удивительных открытий!»

Автор: Черкасова Галина Николаевна, воспитатель дошкольного отделения «Ягодка» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Володарской средней общеобразовательной школы Ленинского городского округа Московской области.

Цель: передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работыпо развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • повысить профессиональное мастерство педагогов;
  • активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер-класса.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных организаций.

 

Методы и приемы проведения мастер-класса: словесный, наглядный, практический.

Материалыиоборудование: проектор; ноутбук; экран; музыкальное сопровождение сказки (аудиозапись); видеоролик; два стола и стулья по количеству участников; бейджи для участников мастер-класса; оборудование и материалы для проведения экспериментов; значки волонтёров.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер-классе.

Общеизвестно, педагоги как пчёлки, трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесёт с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок!

Включается музыкальное сопровождение сказки (аудиозапись).

Жило-было Море... Большое, живое, такое …, что сразу и не рассказать... Было оно тёплое... Было оно доброе... И умело Море рассказывать сказки, самые прекрасные в мире...

Жил-был в глубинах моря дельфин по имени Арго. Его назвали так потому, что он мчался по волнам, словно быстрый кораблик. Он жил в большом-большом Чёрном море Краснодарского края. Море было для него домом. Здесь жила вся его семья: мама, папа, братья, сёстры. Здесь у него было много друзей.

Арго был сильным и умным, но главное – у него было доброе сердце. Арго любил помогать другим морским обитателям, и они любили его за это.

Однажды случилось страшное происшествие: в море затонул огромный танкер, который перевозил нефть, опасную для окружающей среды. Какое же печальное зрелище окутало водную гладь!..

Видео новостей о событиях, произошедших 15 декабря.

Многие рыбы и морские животные оказалисьв опасности! Жалобные крики дельфинов раздались над водой, словно стоны… Впервые в своём доме, в водах родного моря, дельфины почувствовали себя такими одинокими и беспомощными…

Арго не мог понять, что же теперь делать, как быть?.. Надо что-то предпринять!!!

Дельфин решил привлечь внимание людей, чтобы они помогли ему исправить ситуацию. Он выплыл на поверхность и начал бить плавниками по воде и издавать звуки.

Люди отправили в море команду, которая привезла специальное оборудование для очистки воды. С помощью дельфина они нашли места, где было больше всего нефти, и начали очищать воду.

2. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, чтобы лучше понять ситуацию, которая произошла в Чёрном море, я приглашаю 6 человек.

Участники мастер-класса перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.

Участникам мастер-класса раздаются бейджи.

Сейчас мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».

Моделирование экологической катастрофы.

Опыт № 1.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой; растительное масло, обозначающее нефть; салфетки.

Давайте представим, что ёмкость с водой – это море, а растительное масло – нефть.

В ёмкость с водой добавляется масло.

Что происходит с маслом?

Вывод: Масло растекается так же, как и нефть на море.

Опыт № 2.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с перьями; коврик; салфетки.

Какие птицы обитают на Чёрном море и морском побережье? (Буревестники, пеликаны, чайки, гагары, цапли, лебеди, кряквы, фламинго, бакланы, поморники.)

Давайте представим, что чайки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.

Возьмите, пожалуйста, перо, рассмотрите его, какое оно? (Красивое, воздушнее, лёгкое.)

Подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо внефть (избыток нефти можно снять, прижав перо к краям ёмкости с водой), и ещё раз подбросьте вверх.

Первый участник мастер-класса подбрасывает пёрышко и внимательно следит за его плавным полётом. Затем обмакивает перо в масло и ещё раз подбрасывает вверх.

Посмотрите, как быстро пёрышко падает вниз. Почему?

Вывод: Масло покрыло перо и склеило его, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Опыт № 3.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с кусочками меха; пинцет; коврик; салфетки.

Какие животные обитают на Чёрном море и морском побережье. (Барсы, медведи, шакалы, рыси, лисицы, олени, косули, кабаны, зайцы, летучие мыши, выдры, черепахи, ящерицы, жабы и некоторые виды змей.)

Давайте, рассмотрим, как эта экологическая катастрофа повлияла на жизнь животных. Приложите мех к щеке. Какой он? (Мягкий, тёплый.)

Второй участник мастер-класса прикладывает мех к щеке и описывает.

Зачем мех нужен животным? (Согреваться от холода.)

Опустите в ёмкость с маслом мех. Какой он стал? (Липкий, мокрый.)

Может ли такой мех согреть? (Не может.)

Вывод: Шерсть слипается от жира и теряет свою естественную способность изолировать тело животного, и оно может погибнуть от переохлаждения.

Опыт № 4.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с палочками; салфетки.

Что ещё есть в море? (Водоросли, дельфины, морские иглы, морские коньки, медузы, крабы, очень много рыб.)

Размешайте палочкой воду в ёмкости.

Третий участник мастер-класс размешивает воду.

Что мы видим? (Пузырьки. Это кислород.)

Могут ли в такой воде жить растения и обитатели моря? (Нет.)

Почему? (Ответы участника.)

Вывод: Масляное пятно не пропускает солнечный свет икислород, растения и животные моря могут погибнуть.

Опыт № 5.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налито растительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с ложечкой, ситечком; салфетки.

Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы участника.)

Давайте попробуем убрать масляное пятно подручными средствами (ложкой, ситечком).

Четвёртый участник мастер-класса пытается убрать масляное пятно. Ничего не получается.

Вывод: Полностью убрать масляное пятно подручными средствами невозможно.

Опыт № 6.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налиторастительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с флакономжидкости для удаления жира «Fairy»; мерный стаканчик; салфетки.

Для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна.

Пятый участник мастер-класса добавляет в ёмкость с масляным пятном специальную жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Fairy»), в результате чего масло расщепляется на множество мелких капель.

Вывод: Применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

Опыт № 7.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, в которую налиторастительное масло, обозначающее нефть; тарелочка с сухими безворсовыми салфетками; салфетки.

А теперь попробуем очистить поверхность воды от нефти. Для этого берём салфетку, аккуратно кладём на поверхность воды.

Шестой участник мастер-класса помещает сухую безворсовую салфетку в ёмкость, где расщепилось масло.

Что происходит? (Салфетка собирает масло на поверхности воды.)

Вывод: Специальные корабли-нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их ещё называют бонами, у нас это сухие безворсовые салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, водапроходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается.

Уважаемые коллеги, скажите, теперь «морская» вода стала чистой? (Ответы участников.)

Очищенная от нефти (масла) поверхность Чёрного моря и побережья даёт возможность растительному и животному миру восстановиться.

Арго очень счастлив оттого, что ему удалось помочь морскимобитателям, которые оказались в опасности.

Вопрос залу: Уважаемые коллеги! Что мы, люди, можем сделать, чтобы сохранить природу? (Не губить, беречь, не отравлять, охранять.)

Совершенно верно! Людям нужно дружить с природой, не обижая и не причиняя вреда её обитателям.

3 Рефлексивно-оценочный этап.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы ещё раз доказали, что по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Большое спасибо вам за помощь!

В знак того, что вы помогли очистить воды Чёрного моря от нефти и нефтепродуктов, вручаю вам значки волонтёров.

Вручение значков под торжественную музыку.

Уважаемые коллеги! Нам удалось найти ответы лишь на некоторые вопросы, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства!..

Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир!

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год