Технология «Линейный календарь», как средство формирования временных представлений у старших дошкольников» |
Педагогика | |||
Автор: Казанкова Елена Леонидовна Овчарёва Ольга Владимировна | |||
25.03.2025 19:54 | |||
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Лев Семёнович Выготский Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных временных представлений средствами линейного календаря. Задачи:
К школе дети должны иметь представления о календаре, как системе измерения времени, уметь определять время по часам.
Но как показывает практика, дети дошкольного возраста трудно усваивают такую математическую величину, как Время, потому что его никогда не видно, не слышно, его невозможно потрогать. Потому мы решили использовать в своей работе технологию «Линейный календарь» Слайд3 Что такое линейный календарь? Это специальный дидактический материал, который создается ежедневно (на месяц) систематически в совместной деятельности с детьми. Слайд 4 При помощи технологии «Линейный календарь» у детей формируются элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Дети наглядно представляют длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Слад 5 Дети начинают правильно употреблять слова, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее. Развивает навыки счета, математические и логические представления. Сегодня 14 ноября • Вчера было воскресенье • Позавчера у Димы был день рожденья • А через три дня будет утренник • Какой сегодня день недели? • Ноябрь по счету: какой месяц осени? Слайд 6 КАК МЫ ЕГО СОЗДАЕМ? Берём лист бумагиразделённый на клеточки Слайд 7 Сначала выбираем цвет времени года, название месяцаЗатем выбираем обозначения для рабочих и выходных дней (договариваемся с детьми) Слайд 8-9 Вырезаем нужное число. В нижней части отмечаем праздники, дни рождения, знаменательные события. Эта работа происходит ежедневно. Слайд10 Календарь размещается на стену в линию так, чтобы наглядно было видно непрерывность течения времени Слайд 11 Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца совместно с детьми отмечаем в календаре именинников месяца, и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Слайд 12 -15 Так же в данном календаре можно отмечать значимые события, которые дети выбрали самостоятельно. «Линейный календарь» — незаменимый помощник в подготовке к какому-либо знаменательному событию: День Народного единства, день знаний, день без бумаги, день хлеба, синичкин календарь. Слайд 16 С одной стороны, он привлекает интерес к самому событию, а с другой стороны, это прекрасный способ мотивации не только детей, но родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов деятельности. В результате каждодневной работы с линейным календарем дети начинают правильно применять термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц), осознают, что такое «вчера», «сегодня», «завтра». Линейный календарь помогает осваивать временные понятия, поскольку в доступной, наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее.
|