Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Учим детей думать по – Тризовски» |
Педагогика | |
Автор: Черепанова Оксана Александровна | |
17.05.2025 14:31 | |
Обобщение педагогического опыта по теме самоо Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Задачи:
ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим, чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки. Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Учим малышей думать по — тризовски» Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. - Что такое технология ТРИЗ — как переводится? Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий. Что нам дает использование Триз? -развитие творческого мышления -развитие логического мышления -развитие воображения -развитие вимаия -Развития речи. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии. Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру. 1. Игра «Найди своих друзей» Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта. Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик. Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. 2. Игра «Повторяка» Уважаемые педагоги выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. 3. Игра "Маша — Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам — Растеряшам? Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит): Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть всеостальное и т. д. 2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тотстановится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников. 4. Игра "Дразнилка" Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: — лка, -чк, -ще и др. Ход игры: В: Кошка. Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка… В: Пылесос. Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище… Ознакомление с окружающим миром. В: Кинотеатр. Д: Смотрилище, показывалка. В: Знаки дорожные. Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… Физическая культура. В: Мяч. Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка. Экология. В: Снег. Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. В: Когда он может быть укрывалкой? Д: Когда его много — он укрывает землю, сохраняет тепло. В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега. В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? Д: Испарялочка, исчезалка… В: Помидор. Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. В: Подразните его в этот момент! Д: Украшалочка, украшалка. Ознакомление с трудом людей. В: Трактор в поле. Д: Пахалище, вспахивалка… В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним? Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка. 5. Игра «Кто где живет? Кто что ест?» Цель: развивать мышление, закреплять ранее полученные знания об окружающем мире. Ход игры: правильно соотнести домик с его хозяином. Используется планшет 6*6 карманов. 6. Игра «Теремок» Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения. Игры — ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения. Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов. Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.
|