МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Педагогика | |||
Автор: Фефер Анастасия Васильевна | |||
30.05.2025 07:57 | |||
Аннотация: автором статьи раскрывается сущность понятия «модель управленческой деятельности», описывается действующая линейно-функциональная модель с иерархической структурой, проектная модель для решения локальных задач и перспективы внедрения матричной модели. Ключевые слова: руководитель, дошкольная образовательная организация, управленческая деятельность, эффективность, модель управления. Модель управленческой деятельностидошкольной организации – это представление структуры управления, отношений, действий, принципов, которые реализует руководитель в процессе достижения поставленных целей, являющихся актуальными на конкретных этапах развития ДОО. [1] На данный момент в дошкольной организации актуальна линейно-функциональная модель управления, представляющая иерархическую структуру, действующую на основании Устава, локальных актов, должностных инструкций с четким определением трудовых функций, распределением прав и обязанностей сотрудников и всех участников образовательных отношений.
Приведенная модель управления включаетрасположение линейного руководства и функциональных подразделений, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий. Благодаря созданию иерархической структуры на основе систематизации функций определяется штатное расписание, кадровый состав организации, определяются требования к квалификации сотрудников, уровням их взаимосвязей и ко всем направлениям педагогического процесса. Структура управления представлена четырьмя взаимосвязанными уровнями всех участников педагогического процесса: на первом уровне находится заведующий, обладающий административными полномочиями. Второй уровень представлен коллегиальными органами, включающий педагогический совет, совет работников организации, а также совет родителей в качестве органа общественности, которые создаются с целью учета мнения законных представителей дошкольников и педработников в принятии локальных нормативных актов, в вопросах управления ДОО, которые затрагивают их законные права и интересы. Третий уровень занимают заместители заведующего, имеющие возможности делегирования полномочий от руководителя непосредственно другим подчиненным. Замыкающий, четвертый уровень, представлен педагогическим составом и теми сотрудниками, которые составляют основу управленческой иерархии. Иерархическая структура линейно-функциональной модели управленияспособствует обеспечению стабильности в организации работы ДОО. [3] Рассмотрим проектную управленческую модель, основу которой составляют созданные рабочие группы. Модель ориентирована на проблему, обладает гибкостью, в зависимости от изменяющихся условий приспосабливается, изменяет ранее принятую форму, «адаптируется» и способна органично вписаться в структуру управления. Проектная модель эффективно действует в ограниченных временных периодах – в периоды реализации программ, проектов, решении проблемных ситуаций, при достижении целей. При организации данной модели управления происходит сокращение иерархических уровней, наблюдается горизонтальная интеграция между сотрудниками, отношения приобретают более тесное взаимодействие и сотрудничество за счет взаимной информированности, что способствует более быстрому и эффективному решению поставленных задач. [1] Для развития и совершенствования практического опыта управления планируем применять модель управленческой деятельности матричного типа для одновременной реализации нескольких проектов. Данный тип управленческой модели предполагает, что состав разных проектных групп может быть представлен одними и теми же сотрудниками, которые будут в подчинении нескольких кураторов проектов. В свою очередь, кураторы являются лишь организаторами деятельности по проектам и не обладают административными полномочиями. Они закреплены за заместителями. Матричная модель позволит повысить гибкость управления, при этом предъявляются высокие требования к компетентности заведующего и готовности коллектива. [2] Грамотное внедрение и своевременное варьирование моделей управления в образовательной организации, учитываявозникающие изменения, способствует достижению высоких результатов качества образования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|