Педагогическая находка «Сенсорная неделя» в ДОУ. |
Педагогика | |||
Автор: Борисова Елена Петровна | |||
15.09.2025 23:19 | |||
В дошкольном возрасте дети знакомятся с интересным, особенным миром — миром сенсорики, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст, до 6 лет наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Мир сенсорики очень многогранен, с возрастом меняются приемы, методы и формы ознакомления детей с сенсорными эталонами. В данной статье хочу поделиться одной такой педагогической находкой «Сенсорная неделя». Это неделя ярких впечатлений, радостных эмоций, открытий, которая объединяет родителей, детей, педагогов. Цель сенсорной недели — познание детьми мира с помощью всех органов чувств, активизация сенсомоторного развития, развития творческих способностей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Каждый день недели посвящен развитию определенному анализатору. К сенсорной неделе мы готовимся заранее. Вместе с детьми красим крупы и макароны, готовим тесто, атрибуты для новых игр. В основе сенсорной недели лежат три главных принципа, на которых строится взаимодействие с детьми:
И вот наступил понедельник — день зрительного и слухового анализатора. Чем же мы будем заниматься сегодня? В этот день детям подготовили игры на развитие визуального восприятия цвета. Дети окрашивали воду, подбирая оттенки от самого светлого до самого темного; (фото 1) раскладывали цветовые табличкиМонтессори, учась объединять предметы по цвету и визуально различать интенсивность цветов. (фото 2) Учились по-разному смотреть на один и тот же объект: через цветное стекло, воду, целлофан, или лупу. Во второй половине дня дети учились различать объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам (шуршании, скрипе, пении птиц, шуме поезда).
Играли в игру «Найди пару» с баночками шумовками, в которые насыпаны разные крупы и предметы и дети индивидуально или подгруппами искали на слух пару. Играли с диатоническими колокольчиками разной тональности. В конце дня организовали оркестр, импровизируя под музыку с необычными музыкальными инструментами: банки с водой; бутылки с горохом; деревянные и металлические ложки. Но на этом день не закончился. Дети получили секретное задание — по дороге домой услышать как можно больше звуков, а дома найти необычные музыкальные инструменты. А родители о секретном задании были оповещены через группу в сферуме. Вторник – день тактильного анализатора. Квест игра. В игровой, занимательной форме дети искали в группе разные предметы, которые различались по температуре, фактуре, весу. Находили одинаковые тактильные дощечки, подушечки разной тяжести, шершавые дощечки. Используя чудесный мешочек, дети искали предметы на ощупь. Закончился день творчеством. Дети на выбор рисовали картины разным нестандартным материалом или рисовали пальчиками по крупам. И конечно же сюрприз, поиск и угадывание предметов в крупе, песке или даже во льду. Среда — посвящается поделке – «Сенсорная коробка». Это может быть общая поделка с использованием большой по площади коробки или это – емкости для группки для 3-4 детей. Тематика коробок разная: природные зоны, игровые площадка. Материал, из которых, они сделаны разнообразен. Без помощи родителей, в этот день, нам не обойтись. Дети с родителями заранее начинают придумывать, что и из чего они будут делать, обсуждают между собой. (фото 3) В этот день мы творим, изготавливаем и играем с «Сенсорной коробкой», составляем рассказы по сюжету. И потом с сенсорными коробками дети еще долго играют. У детей буря эмоций, море впечатлений. И главное это – совместная работа «воспитатель – ребенок – родитель». Четверг — день двигательного анализатора. Кроме классических дидактических игр на развитие мелкой моторики руки дети в этот день пересыпали, перекладывали, учились работать пинцетом, закручивать шурупы, плести косички, переливали воду поролоновой губкой из тазика в тазик – все эти упражнения – прямая подготовка руки к письму. А так же играли в игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия: в классики, прыгали на батуте, катались на самокатах. Пятница – день обоняния, день вкусов и запахов. Для стимуляции обонятельного анализаторов использовали: флакончики с запахами; мешочки с ароматными травами. В этот день дети отправляются во "Вкусное путешествие", пробуют какой-нибудь продукт с необычным вкусом и описывают его (фото 4) Пятница не случайно выбрана для развития данного анализатора. По пятницам мы играем в центре кулинарии, где дети работают с настоящими продуктами. Все продукты различаются по цвету, запаху, консистенции, вкусу. В процессе их сравнения обогащается сенсорный опыт детей. Снятие кожуры, просеивание, разливание, взбивание развивают мелкую моторику. Одно из любимых занятий в центре кулинарии лепить печенье или пироги и главное украшать настоящими продуктами: ароматной корицей, цедрой, обсыпкой и т. приготовленные печенья мы дарим малышам для сюжетно-ролевых игр. Заканчивается сенсорная неделя чаепитием с конфетами. А чаепитие — это атмосфера доброжелательности, уюта, тепла, хорошего настроения! В процессе сенсорной недели широко использовали разнообразные педагогические технологии, которые способствовали развитию сенсорных способностей детей, их самостоятельности и активности при познании окружающего мира. Играя и познавая мир, дети приобрели важные и нужные навыки, они учатся:
овладевают обследовательскими навыками Каждому ребенку от природы дано быть успешным человеком. Наша задача — просто помочь детям раскрыть свой потенциал, научить их самостоятельно постигать мир, развиваться и обучаться в собственном ритме.
|