|
Образовательный проект «Путешествие в фиолетовый лес»
ВВЕДЕНИЕ
Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.
Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.
Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса.
Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.
Скачать конспект
В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.
«Фиолетовый лес» — это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.
Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.
Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вячеслав Воскобович, по образованию инженер-физик, хобби – авторская песня, сам писал стихи, музыку, выступал с концертами. 90-е годы, походы по магазинам игрушек вгоняют в тоску. Заботясь об интеллектуальном и творческом развитии своих детей начал интересоваться альтернативной педагогикой. Первые игры появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. С играми и опытом стали приглашать на семинары, сначала в родном Ленинграде, потом — в другие города.
Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки» …Появились первые методические сказки. Так, постепенно это становится делом всей жизни.
По данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга, уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
|
Параметры
|
Содержание
|
|
Нормативно-правовая база проекта
|
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка», утверждённый постановлением администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 14.07.2017г. № 778.
- В.Воскобович «Сказки Фиолетового леса»
|
|
Авторы и разработчики проекта
|
- Голипад Н.А. - учитель-логопед.
- Зозулинец Ю.С. - учитель-логопед.
|
|
Тип проекта
|
- Педагогический, творческий, долгосрочный.
|
|
Участники реализации проекта
|
- Голипад Н.А. - учитель-логопед
- Зозулинец Ю.С. - учитель-логопед.
- Дети подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР «Колокольчик», «Зайчата»
- Дети подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР « «Зайчата»
- Дети средней общеразвивающей группы «Солнышко»
- Родители (законные представители) воспитанников.
|
|
Образовательный продукт
|
- Нормативно-правовая база, регламентирующая проектную деятельность (положения, приказы и т.д.).
- Методическое сопровождение (тематическое планирование, сценарные планы и т.д.).
|
|
Система организации контроля за исполнением проекта
|
Контроль и руководство проектной деятельностью представляет собой оперативную систему внутрисадовского контроля реализации проекта, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные педагогические выводы, эффективно осуществлять работу по развитию речи, своевременно корректировать как процесс коррекционно-педагогической деятельности, так и ее содержание и методы. С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты:
- контроль качества проведения проектной деятельности;
- самоанализ деятельности учителя-логопеда по реализации проекта;
- анализ итоговых результатов реализации проекта за учебный год.
|
Понятийный словарь
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) -это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
СОДЕРЖАНИЕ проектА
|
Тема проекта
|
Путешествие в Фиолетовый лес
|
|
Ключевые понятия
|
Сенсорная среда, проблемно-игровая методика, тяжелые нарушения речи.
|
|
Цель проекта
|
Создание условий для активизации словаря и развития у дошкольников логическое мышление, познавательную активность через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес»,развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
|
|
Задачи проекта
|
•Стимулировать познавательный интерес детей через игровые занятия;
•Обогащать пассивный и активный словарь детей;
• Сформировать коммуникативные навыки и речевую активность;
•Способствовать развитию связной речи через игровые ситуации;
-Использовать игровые методики для повышения мотивации к речевой деятельности.
|
|
Сроки и этапы реализации
|
Срок реализации проекта – 7 месяцев.
- I этап - Организационный - сентябрь 2025 г.
- II этап - Концептуальный - октябрь 2025 г. - февраль 2026 г.
- III этап - Аналитический - март 2026 г.
|
|
Модель реализации проекта
|
1.Самообразование.
2.Работа с детьми.
3.Работа с родителями.
4.Методический инструментарий.
|
|
Основная проблема,
обоснование актуальности,
научной новизны, практической
значимости проекта
|
Проблема заключается в том,чтос каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.
Актуальностьзаключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
Новизнапроекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимостьпроекта состоит в том, что можно использовать для систематической работы по развитию словаря. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
|
|
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий
|
- Принцип - «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста.
- Принцип – построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти ,воображения, мышления, речи.
- Принцип – раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей детей.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
- Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
|
|
Ресурсное обеспечение проекта
|
1. Логопедические уголки в группах «Колокольчик» и «Зайчата», стенд «Консультации логопеда» в группе «Солнышко».
2. Логопедический кабинет.
3. Развивающая среда «Фиолетовы
й лес» (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).
4. Мультимедийное оборудование (ИКТ).
|
|
Итоги проекта
|
Расширение активного и пассивного словаря, повышение речевой активности, формирование интереса к речи, развитие навыков использования речи в различных ситуациях.
|
Этапы реализации проекта
|
Этап реализации
проекта,
цели этапа
|
Содержание и методы деятельности
|
Продукты инновационной деятельности,
прогнозируемые результаты
|
|
1-й этап «Организацион-
ный»
Цели этапа:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
- Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
- Координация деятельности участников проектной деятельности.
|
Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности
|
- Определение ресурсов.
- Формирование творческой группы участников проектной деятельности.
|
|
Изучение теоретических аспектов по использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
|
- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.
-Написание плана самообразования по данной теме.
|
|
Диагностика детей-логопатов
|
- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.
- Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ.
|
|
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности
|
- Родительское собрание.
- Подборка консультаций, буклетов.
- Индивидуальные консультации.
- Информация на официальном сайте МБОУ.
|
|
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности
|
- Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности.
|
|
2-й этап «Концептуаль-
ный»
Цели этапа:
- Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
- Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с ТНР.
|
Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности
|
- Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).
- Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д.
|
|
Коррекционно-воспита-
тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи
|
- Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта.
- Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете.
|
|
Работа с родителями воспитанников
|
- Фотоотчеты о работе по развитию речи.
- Консультации, буклеты, беседы.
|
|
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования развивающей среды «Фиолетовый лес» для речевого развития
|
- Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» для речевого развития в работе с детьми.
- Пополнение информации на страницах официального сайта МБОУ.
-Активное включение родителей в образовательный процесс группы.
|
|
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности
|
- Мониторинг проектной деятельности.
- Внесение корректив в документацию проектной деятельности.
|
|
3-й этап «Аналитический»
Цели этапа:
- Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
- Тиражирование
опыта работы по реализации проекта «Путешествие в Фиолетовый лес»
|
Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения развивающей среды «Фиолетовый лес» в системе коррекционно-логопеди-
ческой работы
|
- Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.
|
|
Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ
|
- Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования.
- Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях.
|
|
Определение перспектив дальнейшей работы на основе:
- итогов проектной деятельности;
- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР;
- скоординированности действий всех участников проекта.
|
- Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.
- Внесение корректив в проект проектной деятельности.
|
каленДАРно-тематическое планирование в рамках ПРОЕКТА
«Путешествие в Фиолетовый лес»
на 2025-2026 учебный год
(на основе Воскобовича В.В. «Сказки Фиолетового леса»)
|
Месяц
|
Содержание работы с детьми
|
Оборудование
|
Работа с родителями и педагогами
|
|
Сентябрь
|
-В гостях у жителей «Фиолетового леса».
-Путешествие по играм В.В.Воскобовича
|
В.В.Воскобович Развивающая среда «Фиолетовый лес»
|
Изучение методической литературы по теме «Фиолетовый лес»
Создание и оформление наглядной информации об играх «Фиолетового леса»
|
|
Октябрь
|
Игра «Ветерок»
(4-5 лет)
Задачи игры: работать над силой голоса; учить действовать по инструкции взрослого.
Игра «Найди, кого услышишь»
(4-5 лет)
Задачи игры: развивать фонематический слух; развивать воображение, зрительное внимание; обогащать речь глаголами.
Игра «Волшебные листочки»
(5-7 лет)
Задачи игры: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Игра «Следы»
(5-7 лет)
Задачи игры: развивать фонематический слух.
|
Методическое пособие В.В.Воскобоввича «Сказки фиолетового леса»
|
Публикация в журнале «Дошкольник.Ру»
|
|
Ноябрь
|
Игра «День-ночь»
(4-5 лет)
Задачи игры: обучать употреблению существительных в родительном падеже; развивать зрительное внимание и память.
Игра «Писатель»
(4-7 лет)
Задачи игры: Закреплять навыки правильного использования предлогов; учить согласованию существительных с прилагательными и глаголами; обогащать активный словарный запас прилагательными; развивать слуховое внимание, воображение, связную монологическую речь; автоматизировать поставленные звуки.
Игра «Подбери словечко»
(6-7лет)
Задачи игры: обучать согласованию прилагательных с существительными в единственном и множественном числе.
|
|
Консультация для родителей: «Зачем нужны умные игры»
|
|
Декабрь
|
Игра «Кто с кем»
(4-5 лет)
Задачи игры: учить образованию существительных в творительном падеже; развивать воображение.
Игра «Дерево родственных слов»
(6-7 лет)
Задачи игры: учить образовывать однокоренные слова; активизировать словарный запас.
|
В.В.Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»
|
Родительское собрание «Что такое развивающая среда «Фиолетовый лес и чем она полезна?»
|
|
Январь
|
Игра «Отгадай загадку»
(5-7 лет)
Задачи игры: формировать у детей умение составлять короткий рассказ о предмете, используя разные его характеристики; развивать навыки саморегуляции.
-Игра «Буквы потерялись»
(4-5 лет)
Задачи игры: закрепить представления детей о буквах и звуках А, У, учить конструировать образы букв.
|
В.В.Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»
|
Выступление на совещании педагогов МБОУ в рамках проекта «Путешествие в фиолетовый лес»
|
|
Февраль
|
Игра «Звучащие листочки»
(4-5 лет)
Задачи игры: развивать чувство ритма, уточнить понятия «тихо», «громко».
Игра «Подери слово»
(5-7 лет)
Задачи игры: активизировать глагольную лексику, развивать словесно-логическое мышление»
|
В.В. Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»
|
Мастер-класс на ГМО учителей логопедов «Путешествие в фиолетовый лес»
|
|
Март
|
Игра «Измени слово»
(4-7 лет)
Задачи игры: учить образованию прилагательных от существительных, составлять словосочетания; развивать зрительно и слуховое внимание.
|
|
Отчет о проведенной работе
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают развивающая среда «Сказки фиолетового леса» на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования развивающей среды « Сказки фиолетового леса» в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
Библиография
- Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие/ Под ред.В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Изд.4-е. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игрыВоскобовича», 2025. – 174с.: цв.вкл.- (серия «Сказочные лабиринты игры»).
|