Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Образовательный проект «Путешествие в фиолетовый лес»
Педагогика
Автор: Голипад Наталья Александровна Зозулинец Юлия Сергеевна   
20.10.2025 13:33

Образовательный проект «Путешествие в фиолетовый лес»Образовательный проект «Путешествие в фиолетовый лес»

ВВЕДЕНИЕ

Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.

Сказки – это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа — жители Фиолетового леса.

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.

 Скачать конспект

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.

«Фиолетовый лес» — это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.

Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вячеслав Воскобович, по образованию инженер-физик, хобби – авторская песня, сам писал стихи, музыку, выступал с концертами. 90-е годы, походы по магазинам игрушек вгоняют в тоску. Заботясь об интеллектуальном и творческом развитии своих детей начал интересоваться альтернативной педагогикой. Первые игры появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. С играми и опытом стали приглашать на семинары, сначала в родном Ленинграде, потом — в другие города.

Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки» …Появились первые методические сказки. Так, постепенно это становится делом всей жизни.

По данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга, уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Параметры

Содержание

Нормативно-правовая база проекта

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
    • Устав Муниципального   бюджетного дошкольного   образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка», утверждённый постановлением администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 14.07.2017г. № 778.
    • В.Воскобович «Сказки Фиолетового леса»

Авторы и разработчики проекта

  • Голипад Н.А. - учитель-логопед.
  • Зозулинец Ю.С. - учитель-логопед.

Тип проекта

  • Педагогический, творческий, долгосрочный.

Участники реализации проекта

  • Голипад Н.А. - учитель-логопед
  • Зозулинец Ю.С. - учитель-логопед.
  • Дети подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР «Колокольчик», «Зайчата»
  • Дети подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР « «Зайчата»
  • Дети средней общеразвивающей группы «Солнышко»
    • Родители (законные представители) воспитанников.

Образовательный продукт

  • Нормативно-правовая база, регламентирующая проектную деятельность (положения, приказы и т.д.).
  • Методическое сопровождение (тематическое планирование, сценарные планы и т.д.).

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль и руководство проектной деятельностью представляет собой оперативную систему внутрисадовского контроля реализации проекта, профессиональное проведение которого позволяет сформулировать верные педагогические выводы, эффективно осуществлять работу по развитию речи, своевременно корректировать как процесс коррекционно-педагогической деятельности, так и ее содержание и методы. С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты:

  • контроль качества проведения проектной деятельности;
  • самоанализ деятельности учителя-логопеда по реализации проекта;
  • анализ итоговых результатов реализации проекта за учебный год.

                                   Понятийный словарь

Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) -это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

СОДЕРЖАНИЕ проектА

Тема проекта

Путешествие в Фиолетовый лес

Ключевые понятия

Сенсорная среда, проблемно-игровая методика, тяжелые нарушения речи.

Цель проекта

Создание условий для активизации словаря и развития у дошкольников логическое мышление, познавательную активность через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес»,развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи проекта

•Стимулировать познавательный интерес детей через игровые занятия;

•Обогащать пассивный и активный словарь детей;

• Сформировать коммуникативные навыки и речевую активность;

•Способствовать развитию связной речи через игровые ситуации;

-Использовать игровые методики для повышения мотивации к речевой деятельности.

Сроки и этапы реализации

Срок реализации проекта – 7 месяцев.

  • I этап - Организационный - сентябрь 2025 г.
  • II этап - Концептуальный - октябрь 2025 г. - февраль 2026 г.
  • III этап - Аналитический - март 2026 г.

Модель реализации проекта

1.Самообразование.

2.Работа с детьми.

3.Работа с родителями.   

4.Методический инструментарий.

Основная проблема,

обоснование актуальности,

научной новизны, практической

значимости проекта

Проблема заключается в том,чтос каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.

Актуальностьзаключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизнапроекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимостьпроекта состоит в том, что можно использовать для систематической работы по развитию словаря. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий

  • Принцип - «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста.
  • Принцип – построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти ,воображения, мышления, речи.
  • Принцип – раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей детей.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Логопедические уголки в группах «Колокольчик» и «Зайчата», стенд «Консультации логопеда» в группе «Солнышко».

2.  Логопедический кабинет.

3.  Развивающая среда «Фиолетовы

й лес» (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).

4. Мультимедийное оборудование (ИКТ).

Итоги проекта

Расширение активного и пассивного словаря, повышение речевой активности, формирование интереса к речи, развитие навыков использования речи в различных ситуациях.

Этапы реализации проекта

Этап реализации

проекта,

цели этапа

Содержание и методы деятельности

Продукты инновационной деятельности,

прогнозируемые результаты

1-й этап «Организацион-

ный»

Цели этапа:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
    • Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
    • Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

- Определение ресурсов.

- Формирование творческой группы участников проектной деятельности.

Изучение теоретических аспектов по использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

-Написание плана самообразования по данной теме.

Диагностика детей-логопатов

- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.

- Заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ОВЗ.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

- Родительское собрание.

- Подборка консультаций, буклетов.

- Индивидуальные консультации.

- Информация на официальном сайте МБОУ.

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

- Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности.

2-й этап «Концептуаль-

ный»

Цели этапа:

  • Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
  • Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с ТНР.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

- Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).

- Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д.

Коррекционно-воспита-

тельная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи

- Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта.

- Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете.

Работа с родителями воспитанников

- Фотоотчеты о работе по развитию речи.

- Консультации, буклеты, беседы.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования развивающей среды «Фиолетовый лес» для речевого развития

- Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию   развивающей среды «Фиолетовый лес» для речевого развития в работе с детьми.

- Пополнение информации на страницах официального сайта МБОУ.

-Активное включение родителей в образовательный процесс группы.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

- Мониторинг проектной деятельности.

- Внесение корректив в документацию проектной деятельности.

3-й этап «Аналитический»

Цели этапа:

  • Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
  • Тиражирование

опыта работы по реализации проекта «Путешествие в Фиолетовый лес»

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения развивающей среды «Фиолетовый лес» в системе коррекционно-логопеди-

ческой работы

- Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ

- Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования.

- Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях.

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с ТНР;

- скоординированности действий всех участников проекта.

- Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.

- Внесение корректив в проект проектной деятельности.

 

каленДАРно-тематическое планирование в рамках ПРОЕКТА

«Путешествие в Фиолетовый лес»

   на 2025-2026 учебный год

(на основе Воскобовича В.В. «Сказки Фиолетового леса»)

Месяц

Содержание работы с детьми

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

Сентябрь

-В гостях у жителей «Фиолетового леса».

-Путешествие по играм В.В.Воскобовича

В.В.Воскобович Развивающая среда «Фиолетовый лес»

Изучение методической литературы по теме «Фиолетовый лес»

Создание и оформление наглядной информации об играх «Фиолетового леса»

Октябрь

Игра «Ветерок»

(4-5 лет)

Задачи игры: работать над силой голоса; учить действовать по инструкции взрослого.

Игра «Найди, кого услышишь»

(4-5 лет)

Задачи игры: развивать фонематический слух; развивать воображение, зрительное внимание; обогащать речь глаголами.

Игра «Волшебные листочки»

(5-7 лет)

Задачи игры: развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Следы»

(5-7 лет)

Задачи игры: развивать фонематический слух.

Методическое пособие В.В.Воскобоввича «Сказки фиолетового леса»

Публикация в журнале «Дошкольник.Ру»

Ноябрь

Игра «День-ночь»

(4-5 лет)

Задачи игры: обучать употреблению существительных в родительном падеже; развивать зрительное внимание и память.

Игра «Писатель»

(4-7 лет)

Задачи игры: Закреплять навыки правильного использования предлогов; учить согласованию существительных с прилагательными и глаголами; обогащать активный словарный запас прилагательными; развивать слуховое внимание, воображение, связную монологическую речь; автоматизировать поставленные звуки.

Игра «Подбери словечко»

(6-7лет)

Задачи игры: обучать согласованию прилагательных с существительными в единственном и множественном числе.

 

Консультация для родителей: «Зачем нужны умные игры»

Декабрь

Игра «Кто с кем»

(4-5 лет)

Задачи игры: учить образованию существительных в творительном падеже; развивать воображение.

Игра «Дерево родственных слов»

(6-7 лет)

Задачи игры: учить образовывать однокоренные слова; активизировать словарный запас.

В.В.Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»

Родительское собрание «Что такое развивающая среда «Фиолетовый лес и чем она полезна?»

Январь

Игра «Отгадай загадку»

(5-7 лет)

Задачи игры: формировать у детей умение составлять короткий рассказ о предмете, используя разные его характеристики; развивать навыки саморегуляции.

-Игра «Буквы потерялись»

(4-5 лет)

Задачи игры: закрепить представления детей о буквах и звуках А, У, учить конструировать образы букв.

В.В.Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»

Выступление на совещании педагогов МБОУ в рамках проекта «Путешествие в фиолетовый лес»

Февраль

Игра «Звучащие листочки»

(4-5 лет)

Задачи игры: развивать чувство ритма, уточнить понятия «тихо», «громко».

Игра «Подери слово»

(5-7 лет)

Задачи игры: активизировать глагольную лексику, развивать словесно-логическое мышление»

В.В. Воскобович развивающая среда «Сказки фиолетового леса»

Мастер-класс на ГМО учителей логопедов «Путешествие в фиолетовый лес»

Март

Игра «Измени слово»

(4-7 лет)

Задачи игры: учить образованию прилагательных от существительных, составлять словосочетания; развивать зрительно и слуховое внимание.

 

Отчет о проведенной работе

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают развивающая среда «Сказки фиолетового леса» на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ТНР.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Практическая значимость использования развивающей среды « Сказки фиолетового леса» в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

Библиография

  1. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие/ Под ред.В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Изд.4-е. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игрыВоскобовича», 2025. – 174с.: цв.вкл.- (серия «Сказочные лабиринты игры»).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год