Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Сопровождение профессионального развития педагогических работников в ДОУ
Педагогика
Автор: Хмелева Анна Сергеевна   
27.10.2025 17:51

Сопровождение профессионального развития педагогических работников в ДОУСопровождение профессионального развития педагогических работников в ДОУ

Сопровождение профессионального развития педагогических работников в детском саду – это системный и многоаспектный процесс, направленный на повышение квалификации, стимулирование творческой активности и обеспечение профессиональной готовности воспитателей к реализации современных образовательных задач. Ключевым аспектом является освоение эффективных технологий, методик, приемов и средств обучения и воспитания, что требует создания благоприятной образовательной среды и активного вовлечения педагогов в процесс саморазвития.

Цель: обеспечение непрерывного профессионального роста и повышение компетентности педагогических работников для достижения высокого качества образовательного процесса, развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ.

 

Задачи:

  1. Диагностика и анализ профессиональных потребностей, выявление сильных сторон и зон развития каждого педагога на основе анализа его деятельности, самооценки.
  2. Разработка индивидуального плана развития для каждого педагога с учетом его потребностей, интересов и темпа обучения.
  3. Организация семинаров, мастер-классов, тренингов в области дошкольного образования.
  4. Поддержка инициативы педагогов, стимулирование обмена опытом и сотрудничества, создание условий для самореализации и творческого роста.
  5. Мониторинг и оценка эффективности профессионального развития педагогов.

Сопровождение профессионального развития педагогических работников началось с диагностики профессиональных потребностей и дефицитов каждого педагога. На основе полученных данных разрабатывалсяиндивидуальный план развития для каждого педагога, включающий в себя посещение мастер-классов, тренингов, семинаров, а также участие в вебинарах и онлайн-курсах. Особое внимание уделялось формированию навыков критического анализа и рефлексии собственной педагогической деятельности. Для этого организовывались педагогические мастерские, где воспитатели обменивались опытом, анализировали успехи и неудачи, а также совместно разрабатывали новые методические решения.

Оценка эффективности сопровождения профессионального развития проводилась на основе анализа изменений в профессиональной деятельности педагогов, роста их квалификации и творческой активности. Использовались различные методы оценки, такие как анкетирование, тестирование, наблюдение за деятельностью педагогов, анализ результатов работы воспитанников. Результаты оценки использовались для корректировки образовательных программ и методов работы с педагогами.

Деятельность наставника по созданию условийпрофессионального роста молодого педагога:

  • психолого-педагогическая поддержка молодого педагога в повышении уровня организации образовательной деятельности;
  • проектирование педагогом индивидуального плана развития профессионально-личностного развития;
  • помощь в организации предметно – пространственной среды группы;
  • помощь в разработке и написании календарно-тематического планирования;
  • помощь в постановке целей и задач образовательной деятельности;
  • помощь в использовании и применении современных образовательных технологий, в использовании дидактического и наглядного материалов;
  • помощь в организации работы с родителями;
  • удовлетворенность молодого педагога профессиональной деятельностью.

Основные направления:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогической деятельности;
  • включение педагогов в инновационную деятельность;
  • организация конкурсного движения как мощного инструмента профессионального и личностного развития педагогов.

Формы работы с педагогами:

  • консультации: по запросу педагогов, индивидуальные, коллективные, привлекаем педагогов из других групп
  • проектная деятельность
  • семинары — практикумы
  • мастер-классы, тренинги
  • создание банка педагогических идей
  • творческая лаборатория
  • творческие конкурсы

Наиболее эффективными оказались формы работы с коллективом, основанные на интерактивном общении педагогов, на которых они кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать позицию.

Используются новые формы, связанные с использованием ИКТ

  • просмотр видео-презентаций, семинаров
  • рекомендации педагогов на сайте детского сада
  • тематические консультации в интерактивном режиме
  • публикация учебно-методического материала на образовательных сайтах
  • размещение творческих работ для участия в международных, всероссийских и областных конкурсах
  • интерактивные формы работы с родителями

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  • портфолио
  • творческий отчет
  • творческая мастерская
  • презентация реализованного педагогического проекта
  • профессиональные конкурсы
  • презентация опыта работы по выявленной проблеме и др.

Наставничество со стороны опытных педагогов играет важную роль в процессе профессионального становления молодых специалистов.

Для обеспечения непрерывности процесса профессионального развития необходимо создать систему взаимодействия между детским садом, образовательными учреждениями и другими организациями, занимающимися повышением квалификации педагогов. Это позволит педагогам получать доступ к самым современным знаниям и технологиям, а также обмениваться опытом с коллегами из других регионов.

Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ включало 3 взаимосвязанных этапа: мотивационный, содержательный, деятельностный.

1 этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога.

Формы использовались самые разнообразные: семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, анализ педагогических ситуаций с точки зрения «оптимиста» и «пессимиста», работа с психолого-педагогической литературой и т.д.

Параллельно проводились опросы, самоанализы, наблюдения за деятельностью, полученные данные помогали выявлять профессиональные затруднения, строить индивидуальную работу с педагогами, оказывать им помощь в выработке индивидуальной программы действий по профессиональному росту.

Для формирования внутренней мотивации применялись методы морального поощрения и награждения: благодарности, грамоты, сертификаты, которые не только вручались на педсоветах и родительских собраниях, но и помещались в уголках родителей в приёмных, в качестве информации на сайте ДОУ.

Результатом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента явилось желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы.

На 2 этапе формировался содержательный компонент. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента использовались такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводились семинары, консультации, круглые столы. Была организована работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещали научно-практические конференции, семинары, проводимые как на уровне муниципалитета, так и региона.

Активно использовались новые формы сетевых коммуникаций: электронные библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты, участие во всероссийских вебинарах, видеоконференциях и использование полученных материалов в работе.

Традиционные формы методической работы сочетались с использованием активных методов обучения, которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность.

На 3 этапе формировался деятельностный компонент. Для развития профессиональных компетенций использовались такие формы работы, как семинары, практикумы. Например, семинар-практикум «Дидактические игры, направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста», семинары: «Развитие игровой деятельности дошкольников», «Создание развивающей предметно-пространственной игровой среды»; «Технологии взаимодействия детского сада и семьи», «Методы, приемы и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ».

Интересны игровые практикумы, подготовленные воспитателями: «Проектная деятельность в ДОУ», «Квест-технология как средство развития познавательной активности детей». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Активно применяются в работе такие формы: игры-тренинги, педагогические копилки, педагогические посиделки и круглые столы. Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность).

Развитию творческой активности педагогов ДОУ способствовала такая форма как педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей».

Воспитатель готовил образовательное мероприятие, проводил его, а затем педагоги просматривали видеозапись и обсуждали. Такая форма даёт возможность качественно проработать тему, а педагоги могут не только демонстрировать профессиональные умения в проведении образовательных мероприятий, но и совершенствовать опыт в публичных выступлениях и рефлексии педагогического опыта. Это способствовало тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Открытые занятия готовят как опытные, так и начинающие воспитатели.

Важная форма работы с педагогами – конкурсное движение. Ежегодно в ДОУ планируются как методические, так и творческие конкурсы для педагогов ( «Лучший конспект ОД», «Лучший речевой уголок», «Лучшее оформление группы к Новому году» и др.). Проводятся конкурсы для детей: «Лучший рисунок о зиме», «Правила ПДД», «Умницы и умницы». Педагоги готовят детей к конкурсам различных уровней, в том числе и интернет-конкурсам, кроме того активно участвуют в них сами.

Итогом сопровождения на этом третьем этапе стало повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Необходимо отметить, что вместе с развитием командного взаимодействия учитываю профессиональные особенности педагогов, обусловленные стажем работы. Это определяет индивидуальную работу с ними, учитывается при постановке задач, при необходимости позволяет объединить педагогов в профессиональные группы.

Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций.

Педагоги – «середнячки» знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.

Наконец, педагоги-мастера, это педагоги с высоким уровнем знаний, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой. Из таких педагогов формируются рабочие и творческие группы: разработка положений, экспертная работа (мониторинг, аттестация), создании авторских разработок, программ.

Предложенная работа о сопровождении профессионального развития педагогических работниковДОУ содержит систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня развития профессиональных компетенций, развитие личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, активность, стремление к профессиональному самосовершенствованию).

В конце каждого учебного года осуществляется оценочно-рефлексивный этап, на котором проводится анализ достигнутых результатов на основе самоанализа педагога, выводов о результатах педагогической деятельности по итогам мониторинговых исследований. На основе общего анализа производится постановка новых целей и задач, предполагающая соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год