| Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности |
| Педагогика | |||
| Автор: Родионова Антонина Николаевна | |||
| 28.10.2025 14:40 | |||
|
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Чтобы дошкольникам было понятно и интересно мы стараемся подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления, через которые мы помогаем создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете. Каждый человек имеет право быть финансово благополучным, первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении взрослых. Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. В этом нам поможет игра — ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Первое, что мы сделали, это заинтересовали детей. Так, уже в средней группе ребята с удовольствием играли в магазин, кафе, воспроизводили действия взрослых, — примеряли на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом мы брала на себя ведущую роль, проговаривали все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В игре использовали условные деньги — разноцветные фантики. В старшей группе мы предложили ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнили: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Играли в супермаркет, где предлагали не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить. В ходе игр создавали для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? В свободное время детям предлагали настольные и дидактические игры. В средней группе это были игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» — дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?». В старшей группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять, где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи». Включали интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательности действий для изготовления какого-то продукта. В подготовительной группе Игры по экономике проводились в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т.д. В ходе игр дети усваивали экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители. В свободное время детям предлагали настольные и дидактические игры. В средней группе это были игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» — дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?». В старшей группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять, где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи». В подготовительной группе включали интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательность действий для изготовления какого-то продукта. Значительное место отводили сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки представляют как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Так, в игре –драматизации по сказке «Репка», знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработнаяплата», «пенсия», «стипендия», «бюджет семьи», объясняли из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг уходит бюджет. В сказке «Теремок» ребята научились правилам ведения домашнего хозяйства, бережливости, чувству взаимопонимания и взаимоуважения в семье. Применяли в работе с детьми авторские сказки «Как Миша стал бизнесменом», ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить. В подвижных играх заложен большой потенциал для развития основ финансовой грамотности. Разучили с детьми подвижные игры, например «Мы монетки», «Найди пару», «Кто быстрее?», «Коршун», «Продукты питания», различные игры-соревнования. Игры с прищепками «Передай монетку» – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к монетке и передать товарищу. Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно — пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен был игровой «Банкомат», атрибуты для игры в «Сбербанк», деньги для игры в «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты», и пр. В свободном доступе для детей атрибуты для игр, дидактические игры, экономические ребусы. Изготовлен был лэпбук «Юный финансист», альбом «История возникновения денег», альбом «Профессии прошлого» и многое другое. Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Интересно прошел конкурс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделилисьф отографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок потратит накопленные деньги. Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция. Воспитатели МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка, Белгородской обл. Родионова Антонина Николаевна, Богатырева Светлана Ивановна
|



Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности








