Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Педагогика
Автор: Родионова Антонина Николаевна   
28.10.2025 14:40

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельностиФормирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

 

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Чтобы дошкольникам было понятно и интересно мы стараемся подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления, через которые мы помогаем создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете.

Каждый человек имеет право быть финансово благополучным, первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении взрослых.

Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства.

В этом нам поможет игра — ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.

Первое, что мы сделали, это заинтересовали детей.

Так, уже в средней группе ребята с удовольствием играли в магазин, кафе, воспроизводили действия взрослых, — примеряли на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом мы брала на себя ведущую роль, проговаривали все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В игре использовали условные деньги — разноцветные фантики.

В старшей группе мы предложили ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнили: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Играли в супермаркет, где предлагали не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.

В ходе игр создавали для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

В свободное время детям предлагали настольные и дидактические игры. В средней группе это были игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» — дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?».

В старшей группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять, где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи».

Включали интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательности действий для изготовления какого-то продукта.

В подготовительной группе Игры по экономике проводились в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т.д. В ходе игр дети усваивали экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

В свободное время детям предлагали настольные и дидактические игры.

В средней группе это были игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» — дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?».

В старшей группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять, где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи».

В подготовительной группе включали интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательность действий для изготовления какого-то продукта.

Значительное место отводили сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки представляют как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.

Так, в игре –драматизации по сказке «Репка», знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработнаяплата», «пенсия», «стипендия», «бюджет семьи», объясняли из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг уходит бюджет. В сказке «Теремок» ребята научились правилам ведения домашнего хозяйства, бережливости, чувству взаимопонимания и взаимоуважения в семье.

Применяли в работе с детьми авторские сказки «Как Миша стал бизнесменом», ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить.

В подвижных играх заложен большой потенциал для развития основ финансовой грамотности.

Разучили с детьми подвижные игры, например «Мы монетки», «Найди пару», «Кто быстрее?», «Коршун», «Продукты питания», различные игры-соревнования.

Игры с прищепками «Передай монетку» – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к монетке и передать товарищу.

Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно — пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен был игровой «Банкомат», атрибуты для игры в «Сбербанк», деньги для игры в «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты», и пр. В свободном доступе для детей атрибуты для игр, дидактические игры, экономические ребусы. Изготовлен был лэпбук «Юный финансист», альбом «История возникновения денег», альбом «Профессии прошлого» и многое другое.

Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Интересно прошел конкурс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделилисьф отографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок потратит накопленные деньги.

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Воспитатели МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка, Белгородской обл.

Родионова Антонина Николаевна, Богатырева Светлана Ивановна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год