Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Применение нейропсихологического комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Педагогика
Автор: Щелева Вероника Сергеевна   
28.10.2025 17:35

Применение нейропсихологического комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗПрименение нейропсихологического комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым годом. Работая в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет, чаще всегок нам приходят дети с диагнозами: тяжелые нарушения речи, задержка психического развития.

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин довольно много. Это биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие наших детей. Но ещё одна немаловажная причина – это малоподвижный образ жизни. Недостаточность физической активности наших детей ведёт к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

 

Перед нами встала задача поиска методик и технологий для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Для решения данной проблемы мы решили применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ нейропсихологический комплекс.

Нейропсихологический комплекс – это комплекс специальных упражнений, игр и заданий, направленных на восстановление или развитие высших психических функций (памяти, внимания, речи). Нейропсихологический комплекс включает в себя: нейроигры, нейротаблицы, нейродорожки, нейрогимнастику и нейротренажеры.

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать множественные задачи по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей.

Нейротаблицы – это специальные игровые таблицы, поделённые на две части, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы.

Нейродорожки – это специально разработанные маршруты или упражнения, которые выполняются на полу или на улице, например, на асфальте. Их цель – стимулировать работу мозга через движение.

Нейрогимнастика – это комплекс специальных двигательных и когнитивных упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, улучшение нейронных связей и активизацию работы мозга.

Нейротренажеры – это совместные разработки нейропсихологов, логопедов и кинезиологов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры задействуют и интегрируют такие системы, как: моторная система, зрительная система, тактильная система, слуховая система, вестибулярная система.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин моторной неловкости, невнимательности, недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Нейропсихологический комплекс мы используем в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми группы компенсирующей направленности с ОВЗ.

Как работает нейропсихологическая коррекция? С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы: во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка; во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности; в-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов. Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль.

Особенности организации нейроигр: игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 5 минут; каждая игра имеет усложнение, принцип от простого — к сложному; педагогу, родителю важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп; для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии.

В этом учебном году в группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ в детском саду «Светлячок» п. Чернянка Белгородской области начался коррекционно-образовательный процесс. На начальном этапе была проведена диагностика. Для определения уровня развития высших психических функций педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели провели обследование детей в количестве 9 человек (8 – ТНР, 1 – ЗПР).

Проанализировав результаты диагностики, нам удалось сделать следующий вывод. Для детей характерно замедление процесса формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. У детей ограничен объем памяти и снижено опосредованное запоминание. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Многим присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций; затруднён процесс восприятия и осмысления рассказов.

Применение нейропсихологического комплекса – решение сложившейся проблемы. Для этого была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы и приобретены нейроигры и нейротренажеры.

В результате включения педагогами нейроигр и нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы психоэмоциональные процессы.

Используя в работе картотеку нейроигр, и разного рода нейроупражнений, как часть занятий, так и целого коррекционно-развивающего комплекса, видим то, что они благоприятно сказываются на развитии наших детей.

В рамках родительского клуба, был проведен мастер-класс для родителей на тему: «Применение нейропсихологического комплекса в детском саду и дому». Педагоги рассказали родителям о том, что это такое, показали, какие нейроигры и нейроупражнения используются в образовательной деятельности с их детьми, а также предложили сделать несколько нейроигр для занятий с детьми дома. В ходе мастер-класса были сделаны следующие игры: «Цветные ладошки», «Веселые кружочки», «Подбери по цвету лего».

В результате проведённой работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительский клуб, обучались там, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома.

Примечательно, что все нейроигры, нейротаблицыи нейродорожкиочень просто изготавливаются в домашних условиях и не требуют специальных умений для их создания.

Щелева Вероника Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год