| «Эмоциональное благополучие ребенка дома» |
| Педагогика | |||
| Автор: Подрезова Надежда Игоревна | |||
| 09.11.2025 11:02 | |||
|
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада представить для Вас мастер-класс «Эмоциональное благополучие ребенка дома». Речь пойдет о работе с родителями в форме родительского клуба. Данная форма сегодня все чаще применяется в работе современных педагогов. Рассмотрим на конкретном примере организацию подобной встречи, посвященной проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста дома. Актуальность данной темы в наши дни не вызывает сомнений. Объясняется это тем, что в настоящее время дети довольно часто испытывают эмоциональное напряжение, современные дошкольники очень ранимы, чувствительны, нередко бывают эмоционально нестабильны.
В такие состояния они могут входить из-за скачков роста, кризисов развития, активного эмоционального созревания, обретения опыта общения с окружающими людьми, которые также способны проявлять широкий спектр эмоций. Но бывает, что эмоциональное напряжение и негативизм в реакциях у детей вызывает неблагополучная атмосфера дома. Такая ситуация может сложиться из-за усталости родителей, нехватки времени на общение с ребёнком, непросвещённости взрослых о том, как следует реагировать на эмоциональные выплески и истерики детей. При подготовке к любой встречи родительского клуба нужно, прежде всего, узнать самые актуальные потребности родителей в рамках определённой темы. Представим, что вы, уважаемые педагоги – родители детей моей группы. Итак, я объявляю Вам тему будущей встречи родительского клуба. У нас это «Эмоциональное благополучие ребенка дома». Чтобы разобраться в теме, я предложила вам пройти анонимное анкетирование, на выявление потребностей и пробелов в знаниях, которые необходимо компенсировать, оказать содействие. Итак, вы заранее прошли анонимное анкетирование и по результатам было выявлено, что основные негативные эмоциональные состояния, которые возникают у детей – это страх, агрессия (гнев) и истерика. Именно с ними вам, как родителям, очень тяжело справляться. Будем выяснять, как можно безопасно для собственного душевного состояния и благополучия ребёнка пережить столь сложные моменты в общении с дошкольниками. Начнем с эмоции страха. Причины возникновения детских страхов различны. -Конкретный случай. Детские страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. -Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. - Внушение со стороны. Страхи у детей могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки и т.д. могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь. -Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства. Очень важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, относились к детским страхам серьезно, не игнорируя их. -Давайте детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний, например «Ты что боишься такого маленького паучка?»). - Помогайте детям выражать страх словами ( «Ты испугался тогда, когда…»). - Давайте детям описание реально опасных ситуаций. Не пугайте их полицейскими, уколами и т.д. Ребенок всерьез воспринимает то, что взрослым кажется шуткой. -Проявляйте сочувствие к ребенку, испытывающему страх. Расскажите ему о том, что вам помогло в детстве избавиться от собственных страхов. Не проводите параллели между страхом вашего ребенка и трусостью: «Ты такой трусишка! Будь смелым не жалуйся по пустякам!» — это совершенно разные вещи. Любые страхи детей требуют от взрослых внимательного и тактичного отношения. Насмешки, окрик могут серьезно ранить психику малыша и привести к неврозу. Современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Метод рисуночной терапии — один из эффективных методов в преодолении детских страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам. Вместе с ребёнком попробуйте нарисовать определённый страх. Сейчас мы сделаем это самостоятельно, чтобы лучше вникнуть в суть задания. Родители, которые сидят за первым столом, пожалуйста, нарисуйте свой выдуманный страх на листочке и дайте ему имя. Это должно быть что-то смешное, чтобы как бы понизить его величие над вами. (Участники рисуют, а затем рассказывают о своем страхе и его имени). Затем можно дать ребенку несколько вариантов избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх), смять его, порвать, превратить страшное в смешное, дорисовав изображение (нарисовать смешные глаза, украсить его, чтобы он сам себе понравился и стал добрым. С детьми очень удобно в этом случае использовать наклейки. (Участники осуществляют необходимые действия). Вторая эмоция, возникающая довольно часто у детей – это гнев. Гнев у ребенка – это непроизвольное, незапланированное проявление злости с раздражением, зачастую сопровождающееся вспышкой словесной и физической активности. Дети начинают проявлять гнев, когда у них что-то не получается, события разворачиваются не так, как хотелось бы. Через гнев ребенок старается добиться своего. Если у ребенка ломаются игрушки, он не может застегнуть пуговицу, у него что-то отбирают, это вызывает гнев. Часто можно наблюдать вспышки агрессии, когда родители заставляют детей пойти спать, а малышам этого не хочется. Причиной гнева является недовольство ребенка той ситуацией, которая с ним происходит. В этой ситуации хорошо работает упражнение «Стаканчик для криков». Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен и просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» весь свой гнев на время нормального разговора. Родители, которые сидят за вторым столом. Я предлагаю вам написать или нарисовать на листочке то, что вызывает у вас гнев. Затем поместить свои листочки в стаканчик «Злости» и плотно закрыть крышкой весь свой гнев. А теперь для настроя на положительные эмоции я вам предлагаю открыть сундучок. Там для каждого из вас приготовлено хорошее настроение. Далее мы рассмотрим следующее отрицательное эмоциональное состояние у дошкольников — это детская истерика. Детские истерики – это внезапная эмоциональная реакция ребенка на какое-либо событие, которая сопровождается криком, плачем, демонстративным поведением (падением на землю или на пол и прочее). Во время истерики ребенок себя не контролирует, плохо соображает, находится, что говорится, «не в себе». Основная причина детских истерик: эмоциональная незрелость ребенка, вследствие которой он не способен справляться со своими эмоциями и чувствами так, как это делают взрослые. Как же действовать взрослому, когда ребенок «вошел в процесс»? -Сохраняйте спокойствие. Не срывайтесь на крик, и уж тем более не бейте, не трясите ребенка, это точно не поспособствует окончанию истерики. Если истерика происходит в публичном месте, постарайтесь не обращать внимания на реакции окружающих – Ваша задача не понравиться им всем, а помочь своему малышу.
если получится. Возьмите за руку (или на руки) и выйдите (вынесите его) на свежий воздух или хотя бы в другое помещение. - Когда «буря» утихнет, можно начинать говорить. Присоединитесь к переживаниям ребенка, покажите ему, что уважаете и понимаете его чувства, облеките их в слова. Если истерика случилась по поводу не купленной игрушки, договоритесь с ребенком о каком-то Дне сюрпризов, в который Вы будете что-то покупать своему малышу. Заходя в другие дни в магазин, напоминайте, что сегодня можно только посмотреть, потрогать и подумать как об одном из вариантов желаемого подарка, но не купить. -Когда ребенок совсем успокоится, обсудите с ним ситуацию. Расскажите о своих чувствах, эмоциях, о том, как Вам было неприятно и стыдно. Но ни в коем случае не вините его. - Завершите неприятный инцидент неким ритуалом примирения: рукопожатием, объятием, поцелуем. Пусть ребенок поймет, что ситуация исчерпана, он ни перед кем не виноват, и Вы его по-прежнему любите. -Ну и в завершении непременно похвалите себя. Вы чудесная (ый) мама/папа Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, правильно ли взрослые поступили. Практическое задание (разбор ситуаций) Ситуация: Мама пришла домой с 5-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях! ” Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь… Вопросы для обсуждения: - каково ваше мнение, правильно ли поступила мама? - что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки? - Как в такой ситуации поступили бы вы? Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку — он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних. Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет. Если вы видите, что причиной стало эмоциональное переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации) Ситуация Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: ”Ну, ладно, давай уступим”. А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Вопросы для обсуждения: - Что можно сказать про эту ситуацию? - Что стало причиной такого поведения? - Как стоит поступать родителям? Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама+папа. Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д. Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка. Мы с вами обсудили самые простые варианты избавления детей от негативных эмоций, варианты безопасного преодоления психологического напряжения в семье. Чем больше таких приёмов будут знать родители, тем благополучнее будет эмоциональная обстановка дома, в семьях воспитанников. Пока полученная информация усваивается и обдумывается вами, предлагаю ответить на несколько простых вопросов. - Как вы относитесь к проблеме просвещения родителей об эмоциональном благополучии дошкольников? - Используете ли в работе форму взаимодействия с родителями «родительский клуб»? - Планируете ли использовать в работе полученные на МК знания? - Какие ещё варианты заданий и упражнений вы знаете для преодоления эмоционального напряжения дошкольниками? На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за положительные эмоции и вашу активность! Спасибо за внимание!
|



«Эмоциональное благополучие ребенка дома»








