Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Педагогика
Автор: Орехова Виктория Ивановна   
23.11.2025 10:09

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯРАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития исследовательских умений у детей подготовительной группы дошкольного образования через использование технологии детского экспериментирования. Обоснована значимость экспериментирования как эффективного средства формирования познавательного интереса, самостоятельности и критического мышления. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации экспериментальной деятельности, включая структуру, методы и формы работы. Приведены примеры реализации экспериментов в образовательном процессе, а также результаты их влияния на развитие исследовательских умений старших дошкольников. Подчеркивается роль педагога в создании условий для успешного внедрения технологии детского экспериментирования.

Ключевые слова: детское экспериментирование, исследовательские умения, подготовительная группа, познавательный интерес, экспериментальная деятельность, развитие дошкольников, образовательные занятия.

Современные требования к дошкольному образованию акцентируют внимание на развитии у детей не только знаний, но и умений, позволяющих им самостоятельно познавать окружающий мир. Особую значимость приобретает формирование исследовательских умений, которые становятся основой для успешного обучения в школе. В этом контексте технология детского экспериментирования рассматривается как один из наиболее эффективных подходов, позволяющих активизировать познавательную деятельность дошкольников. Как отмечают Г. К. Гималетдинова, А. А. Созинова, экспериментирование способствует развитию мышления, творческих способностей и самостоятельности [2]. Целью данной статьи является анализ возможностей технологии детского экспериментирования в развитии исследовательских умений у детей подготовительной группы.

 

Детское экспериментирование представляет собой форму познавательной деятельности, основанную на опытном восприятии явлений действительности. Согласно Г. К. Гималетдиновой и А. А. Созиновой, экспериментальная деятельность «рассматривается как форма реализации познавательной деятельности, направленной на эмпирическую проверку теоретических предположений (гипотез), а также результатов наблюдения» [2, с. 2]. Это особенно значимо для детей подготовительной группы, у которых происходит активный переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Экспериментирование позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать умения выдвигать гипотезы, анализировать результаты и делать выводы.

Важным аспектом организации экспериментирования является создание соответствующей развивающей среды. Как подчеркивает Л. В. Мисякова, «правильная организация развивающей предметно-пространственной среды является одним из важных условий реализации технологий экспериментирования» [4, с. 13]. В уголке экспериментирования дети могут самостоятельно проводить опыты, используя доступные материалы, такие как вода, песок, магниты и другие объекты. Это способствует формированию у них инициативности и стремления к самостоятельному поиску решений.

Структура экспериментальной деятельности включает несколько этапов: постановку проблемы, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, наблюдение, анализ результатов и формулирование выводов. Е. Ф. Мазанюк отмечает, что «в ходе экспериментирования дети учатся целеполаганию, проблематизации, проверки опытным путём теорий, анализу и рефлексии» [3, с. 1]. Эти умения являются ключевыми для развития исследовательской компетентности детей подготовительной группы. Например, эксперименты с водой, такие как «Вода-водица» или «Живая вода», позволяют дошкольникам познакомиться с её свойствами, такими как текучесть и способность поддерживать жизнь [6].

Особое значение имеет интеграция экспериментирования с другими видами деятельности, такими как игровая, коммуникативная и познавательная. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что «детское экспериментирование очень близко к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, поскольку именно в процессе самостоятельного или организованного исследования тех или иных объектов происходит развитие ребенка» [6, с. 75]. Это позволяет сделать процесс обучения более естественным и увлекательным для детей. Кроме того, совместное обсуждение результатов экспериментов способствует развитию речи и коммуникативных навыков.

Теоретическое осмысление детского экспериментирования как педагогического феномена раскрывает его многогранную природу. Н. М. Родина определяет экспериментирование как сложный вид деятельности, в ходе которого «происходит развитие различных способностей дошкольников – рассуждение, прогнозирование, построение этапов эксперимента, проектирование, целеполагание, поиск решений в исследовании» [5, с. 232]. Автор выделяет три основных вида детского экспериментирования: мыслительное, реальное и социальное, что расширяет возможности его применения в образовательном процессе подготовительной группы. Социальное экспериментирование, в частности, позволяет детям осваивать нормы взаимодействия и коммуникации, что особенно важно в преддверии перехода в школьный коллектив.

Практический опыт реализации технологии детского экспериментирования в дошкольных образовательных учреждениях подтверждает её эффективность. Например, в исследовании, проведенном в МАДОУ д/с № 1 г. Калининграда, было установлено, что систематическое использование экспериментирования способствует повышению уровня познавательного интереса у старших дошкольников [6]. Дети, участвующие в экспериментальной деятельности, демонстрируют более высокий уровень любознательности, умения анализировать и обобщать информацию.

Ценным представляется опыт А. А. Анкудиновой, которая в своем исследовании не только теоретически обосновала связь между детским экспериментированием и развитием познавательного интереса, но и представила конкретные диагностические методики для оценки эффективности этой работы. Использованная ею методика «Древо желаний» В. С. Юркевич позволила выявить значительную положительную динамику в развитии познавательного интереса у детей подготовительной группы после систематического включения экспериментирования в образовательный процесс [1, с. 137]. Диагностика предпочтительных видов деятельности детей показала, что интерес к экспериментальной деятельности переместился с третьего на второе место после игровой деятельности, что свидетельствует о возрастающей познавательной активности дошкольников.

Роль педагога в организации экспериментирования невозможно переоценить. Как отмечает Ю. С. Митина, «воспитатель дошкольников — непререкаемый авторитет. И если воспитатель создает условия для развития детей, то этого развития не может не произойти» [6, с. 73]. Педагог должен не только предоставлять материалы и инструменты для экспериментов, но и создавать ситуации, стимулирующие детей к самостоятельному поиску решений. Важно избегать прямых инструкций, предоставляя детям возможность самим находить ответы на поставленные вопросы.

Еще одним важным аспектом является взаимодействие с родителями. Привлечение родителей к экспериментальной деятельности позволяет расширить её границы и сделать более разнообразной. Например, домашние эксперименты, такие как замораживание воды или изучение свойств магнитов, помогают детям закреплять полученные в детском саду знания [1]. Исходя из этого, совместные занятия детей и родителей являются одним из самых эффективных способов укрепить отношения в семье. Когда мама или папа включаются в игру или исследование, у ребёнка появляется совершенно особая мотивация узнавать новое.

Таким образом, технология детского экспериментирования открывает простор для развития исследовательских умений у дошкольников подготовительной группы. В процессе таких занятий дети не просто получают новые знания об окружающем мире — они учатся быть самостоятельными, проявлять настойчивость в достижении цели и находить нестандартные решения задач. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на разработку новых методов и форм организации экспериментирования, учитывающих индивидуальные особенности детей.

Список литературы:

  1. Анкудинова А. А. Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность // Молодой ученый. 2024. № 12 (511). С. 135–141. – URL: https: //moluch. ru/archive/511/112167 (дата обращения: 19. 11. 2025).
  2. Гималетдинова Г. К., Созинова А. А. Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 1. С. 1–8. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-eksperimentalnoy-deyatelnosti-na-zanyatiyah-s-doshkolnikami-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 19. 11. 2025).
  3. Мазанюк Е. Ф. Детское экспериментирование в контексте развития исследовательской активности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 190–193. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-v-kontekste-razvitiya-issledovatelskoy-aktivnosti-doshkolnikov (дата обращения: 19. 11. 2025).
  4. Мисякова Л. В. Развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2020. С. 13–15. – URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/371/15856 (дата обращения: 19. 11. 2025).
  5. Родина Н. М. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 232–234. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-doshkolnikov (дата обращения: 19. 11. 2025).
  6. Смоляк Л. К., Митина Ю. С. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников // Калининградский вестник образования. 2023. № 1 (17). С. 68–76. – URL: https: //koirojournal. ru/realises/g2023/05apr2023/kvo107/ (дата обращения: 19. 11. 2025)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год