| Актуальность использования личностно-ориентированного подхода в преподавании хореографии дошкольникам |
| Педагогика | |||
| Автор: Степаненко Валентина Валерьевна | |||
| 03.12.2025 21:06 | |||
|
«Главное в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое» (Н. И. Пирогов) Современное хореографическое образование всё чаще обращается к педагогическим концепциям, в центре которых находится ребёнок как уникальная личность. Особенно это актуально при работе с дошкольниками, ведь в этом возрасте закладываются основы творческого мышления, двигательной культуры и эмоционального восприятия мира. Одним из наиболее эффективных методов достижения образовательных и воспитательных целей становится личностно-ориентированный подход, позволяющий не только передавать знания, но и учитывать индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого ребёнка. Применение данной методики в преподавании хореографии дошкольникам способствует более глубокому усвоению материала, формирует у детей устойчивый интерес к танцу и развивает их творческую самостоятельность.
Личностно-ориентированный подход предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей каждого ребенка в процессе обучения. Это означает, что программы и формы занятий адаптируются с учетом возраста, склонностей, характера, предпочтений детей, а также их темпа освоения материала. Одной из ключевых задач педагога-хореографа становится создание такой образовательной среды, где каждый ребенок чувствует свою значимость и уникальность, а занятия являются пространством для самовыражения и творчества. На что обратить внимание, применяя личностно-ориентированный подход в работе с детьми 4-7 лет? Дошкольный возраст отличается высокой эмоциональной восприимчивостью, игривостью и стремлением к самовыражению, поэтому обучение хореографии в этом возрасте должно быть максимально вовлекающим и радостным. Когда материал подаётся в доступной, интересной и значимой для ребёнка форме (сказочная история, имитация животных, создание танца на основе любимого мультфильма), он усваивается естественно и легко. Эффективность подхода я смогла проследить на занятиях в своей хореографической студии «Акцент» МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово в работе с детьми 4-5 лет: изучая партерную гимнастику по образовательной программе, я столкнулась с отторжением материала. Дети постоянно отвлекались, не проявляли старания и усидчивости, потому что находится в одном положении и выполнять монотонные упражнения скучно и неудобно. Проведя диалог с детьми на тему их интересов, я выяснила, что ребята очень любят персонажа Чебурашку – это дало мне толчок к применению нового подхода, и мы разучили короткий этюд с использованием некоторых элементов комплекса (складка, кошечка, колобок) под «песню Чебурашки». Занятия партерной гимнастикой преобразились, стали видны первые результаты: ребята стараются выполнять упражнения грамотно, не ленятся повторять одно и то же движение несколько раз, ведь теперь это не просто задание, а часть нового интересного танца. Благодаря личностно-ориентированному подходу у детей снизился уровень тревожности и сопротивления и пробудилась внутренняя мотивация к обучению. Особую ценность личностно-ориентированного подхода в том, что он превращает обучающий процесс в диалог. Педагог перестаёт быть единственным носителем знаний и становится партнёром в творческом поиске. Такой переход особенно важен в детском возрасте, когда ребёнок только начинает осознавать себя как личность, способную к самостоятельному выбору и выражению мнения. На одном из занятий с группой 6-7 лет хореографической студии «Акцент» мы говорили о предстоящей новой постановке танцевального номера на конкурс. Вместе с ребятами мы составили подробный сценарий, небольшую историю-сказку о принцессах, заточенных в замке и мечтающих быть свободными, которым помог бесстрашный рыцарь. Работа над этим номером каждый раз доставляет ребятам удовольствие, ведь они являются соавторами творчества. Дети порой не замечают, что выполняют сложные элементы, работают над актерской игрой и выразительностью, приобретают новые танцевальные и коммуникативные навыки, потому что они всецело вовлечены в процесс, который приносит им радость. Этот пример демонстрирует, что личностно-ориентированный подход к обучению дает педагогу возможность черпать идеи для постановок непосредственно от самих детей. Вовлечение детей в процесс создания хореографии (выбор музыки, образов, характера движений) делает занятия более увлекательными и формирует у учащихся чувство ответственности и гордости за совместный результат. Кроме того, участие в творческом процессе развивает у дошкольников воображение, коммуникативные навыки и способность работать в коллективе: они учатся слушать друг друга, договариваться, проявлять эмпатию, а эти качества важны не только в танце, но и в жизни в целом. Подводя итог, я могу смело заявить, что личностно-ориентированный подход в преподавании хореографии дошкольникам – это необходимое условие для гармоничного развития ребёнка. С его помощью обучение для детей становится естественным, увлекательным и ценным, а педагог, опираясь на интересы воспитанников, получает неиссякаемый источник вдохновения для новых постановок и методических решений.
|



Актуальность использования личностно-ориентированного подхода в преподавании хореографии дошкольникам










