| Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников |
| Педагогика | |
| Автор: Беляева Лариса Анатольевна | |
| 10.12.2025 15:35 | |
|
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький Дошкольное детство – это период игры. Игра преобладает над всеми другими видами деятельности ребенка. Именно поэтому психолог Выготский Л.С. назвал ее ведущей. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых. В одно мгновение он может стать водителем, врачом, продавцом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование зачатков элементарных представлений о профессиях, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, где имитируются производственные сюжеты, ситуации и модели профессионального поведения.
Несомненно, данная работа может реализовываться с успехом и через НОД, дидактические игры и индивидуальную деятельность. Но ввиду того, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, естественным все же будет формировать представления о профессиях людей через нее. Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психический свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Ребенок любого возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому – это переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которой он является. В дошкольном возрасте необходима систематическая работа по ознакомлению детей с профессиями людей, занимающихся различными видами деятельности, поскольку этот период является наиболее благоприятным для формирования любознательности. Одним из эффективных средств социализации личности дошкольника является ознакомление с трудом взрослых: возрастает интерес к работе родителей, желание быть похожими на них. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Через игру и игровые приемы, дошкольники ненавязчиво нацеливаются на будущую профессию. К моменту выпуска в школу у детей сформируются представления о разнообразии профессий, ценностное отношение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых. Также проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем посвятить себя выбранной профессии. Таким образом, уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно-ролевая игра дает возможность проявлять ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками, как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых. В сюжетно-ролевых играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желаемое будущее. Появляются первичные профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа – Я» дошкольника. Профессиональная ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Это, в свою очередь, способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством ведения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.
|



Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников










