Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Теория решения изобретательских задач
Педагогика
Автор: Богат Владимир Фёдорович   
14.12.2025 07:32

Теория решения изобретательских задачТеория решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике почти четыре десятилетия. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.

Такие успехи достигнуты благодаря творческой деятельности методистов и воспитателей при проведении занятий с использованием инструментария ТРИЗ, нестандартному подходу в работе с детьми. Однако со временем стало ясно, что действовать в таком направлении под силу лишь подвижникам, способным отстоять своё право на творчество, не страшась в некоторых случаях брать ответственность на себя. Ведь многие учёные мужи до сих пор (несмотря на положительный опыт применения ТРИЗ в дошкольной педагогике) ссылаются на недостаточное психолого-педагогическое обоснование этой методики.

В последнее десятилетие именно эти факторы обусловили более узкую направленность применения теории решения изобретательских задач – в небольших группах детей (по 10–12 человек) или в виде факультативных занятий.

Для стимулирования творческого мышления дошкольников используются разработанные педагогами тематические занятия разной степени сложности и решение специально созданных творческих задачек.

Прежде всего необходимо отметить, что решение подобных задачек, максимально активизируя творческое мышление детей, позволяет не привязываться к методической цели занятия, зачастую определённую самим педагогом в зависимости от вида и характера деятельности.

Как и в любой тризовской задаче, в каждом рассказе ребёнок старается найти свой оригинальный выход из сложившейся ситуации – получить идеальный конечный результат при разрешении противоречия с использованием различных ресурсов.

 

Часто при проведении занятий с дошкольными педагогами и студентами меня просят дать правильный ответ при решении какой-либо творческой задачки. На это я отвечаю: "Если я буду ориентировать вас на "правильный" ответ, то вы и детей будете ограничивать этими же рамками, а дети не должны зацикливаться на чём-то одном, они должны мыслить нестандартно". Метод контрольных вопросов (или как мы их ещё называем, наводящих вопросов) нужен не для того, чтобы "наталкивать" детей на конкретный ответ, а для того, чтобы помочь им в выявлении и использовании ресурсов, помогающих найти решение. Педагог должен импровизировать, тем более, что в задаче уже содержится и условие, и подсказка.

Также нельзя настраивать дошкольников на обязательное решение "здесь и сейчас". Может быть, они не готовы к этому в данный момент, и рассказ-задачу целесообразно прочитать детям на прогулке, когда они, набегавшись и наигравшись, соберутся вокруг воспитателя. Главное – изначально ориентировать детей на то, что ответов может быть очень много! И все эти ответы, даже самые фантастические, желательно записывать.

К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор.

Нюансы применения творческих задачек различны. Это и отдельное прочтение для стимуляции творческого мышления, и привязка к тематическому занятию (например, о животных Африки), и использование ИЗО, когда дети зарисовывают результаты своих решений или отражают их, используя лепку, либо аппликацию. Формы могут быть различны, но итог один – ребёнок учится находить выход из создавшейся ситуации, использовать различные ресурсы, которые помогут решить задачу и найти идеальный конечный результат, позволяющий с минимальными потерями достичь лучшего решения. Предваряя вопросы педагогов, анонсирую новую книгу, вышедшую совсем недавно в издательстве «Солон-Пресс» «Творческие задачи для дошколёнка от маленького львёнка». В этой книге собраны все рассказы-задачки, ранее издававшиеся отдельными книжками. Успехов вам и красивых решений!

Владимир Богат, преподаватель ТРИЗ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год