Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА
Педагогика
Автор: Мифтаева Наталья Анатольевна   
16.12.2025 10:53

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКАРОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

В игре заложен огромный потенциал развития и воспитания дошкольников. Но эти свои качества она может проявить в тех ситуациях, когда используется в рамках педагогического процесса. С общим развитием ребёнка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой.

Прохождение детей через серию действий, которые педагог запланировал для обучения содержанию – это не игра. Дети не могут свободно инициировать действия, и зачастую те виды деятельности, которые планировали педагоги, имеют конечный продукт (например, ребёнок рисует картинку, пишет или читает что-то, или выполняет какое-то решение). Хотя мы, как педагоги, должны обучать детей определенному содержанию, посредством таких видов деятельности, нам также необходимо выделять большие промежутки времени в течение дня, когда дети участвуют в свободных игровых мероприятиях. В это время детям должно быть предоставлено время для игр, без вмешательства взрослых или с дошкольным педагогом в качестве одного из игроков.

 

Когда навыки и знания преподаются интересными и интерактивными способами, например, посредством игры, дети вовлекаются и интересуются, понимают и сохраняют

информацию. Для детей младшего возраста обучение и игра не являются противоположными видами деятельности, а фактически взаимосвязаны.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, играют важную роль в содействии игре детей, в том числе в качестве наблюдателей, режиссёров, посредников,

поощряющих и участников игры. Иногда наши роли являются косвенными, например, когда мы подготавливаем площадку для игры. В других случаях у нас есть более прямые роли, такие как обучение детей навыкам, которые помогают им входить в игровую ситуацию или продолжать играть (например, собирать более сложный пазл). Также важно знать, когда вмешиваться, а когда не вмешиваться в игру детей.

Хотя обучение через игру является интегрированным и значительным, оно может быть

в значительной степени невидимым для неопытного глаза. Вот почему мы должны понимать,

как дети учатся, а также чему они учатся через игру. Мы наилучшим образом помогаем нашим

детям, предоставляя им длительные непрерывные игровые периоды, обеспечивая достаточное

количество материалов, стимулирующих различные виды игр, и позволяя детям играть

самостоятельно. Нам также необходимо знать, когда и как перейти к более прямой роли в игре

детей. При умелом вмешательстве, участие взрослого может привести к более длительным и

более сложным эпизодам игры.

Маленькие дети учатся через взаимодействие с нами, своими родителями, другими

взрослыми и другими детьми, а также посредством взаимодействия с предметами,

материалами и природой. Л.С. Выготский утверждал, что когнитивное развитие проистекает

из социальных взаимодействий от управляемого обучения в зоне ближайшего развития,

поскольку дети и их партнеры совместно конструируют знания посредством диалога. Поэтому

крайне важно, чтобы в стратегиях обучения учитывалось социально-эмоциональное развитие

детей, поскольку они учатся в диалогах между педагогами и детьми, а также между детьми и

другими взрослыми.

Диалоги могут расширять и поддерживать мышление и обучение детей, когда мы

используем открытые вопросы и другие типы стратегий, которые основываются на их

предыдущих знаниях и навыках и связаны с ними. Применение конкретных стратегий

обучения, которые способствуют таким видам взаимодействия – между нами и детьми или

между детьми, как, например, в совместной игре, – будет способствовать не только обучению

детей, но и их метапознанию или способности понимать, как они учатся.

Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ребенку успешно

развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии

с возрастом ребёнка. Педагогу следует учитывать специфику каждого вида игр. Игра призвана

решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных

качеств ребёнка являются первоочередными. Как форма организации жизни и деятельности

детей игра имеет свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в

целом. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно показать в форме игры,

чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.

Важной особенностью игры, как формы жизни детей, является ее проникновение в различные

виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Образовательно-воспитательные возможности игры возрастают, если она органически

соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру

с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает

потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по- другому оформить атрибуты. С

помощью взрослого дети могут починить игрушку.

Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно

развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое

(занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и

играет, а дети, играя, учатся. Одними из лучших стратегий обучения, которые могут

использовать дошкольные педагоги, являются те, которые побуждают, поощряют и

продлевают игру детей.

Понимание того, когда и как участвовать в играх детей, чтобы расширить их обучение и

мышление, является признаком качественного педагога, работающего с детьми дошкольного

возраста.

Роль педагога в организации игры

В игровой деятельности педагог дошкольного образования может выступать в

нескольких ролях.

Педагог как наблюдатель

Когда мы уделяем пристальное внимание игре детей, мы становимся отзывчивыми и

квалифицированными помощниками в игре. Наша цель состоит в том, чтобы определить

сильные стороны детей и проблемы, с которыми они сталкиваются при вступлении и

поддержании высокого уровня игры. Мы также определяем, какие проблемы и концепции

дети могут решать с помощью своей игры, такие как власть, добро и зло, страх и безопасность,

необузданность и контроль, плохо и хорошо.

Педагог как режиссер

Мы создаем условия для поощрения игр детей, предоставляя и расставляя материалы,

мероприятия, оборудование и/или игрушки, которые ее провоцируют. Мы разрабатываем

среду, которая поощряет исследование, обнаружение и манипулирование материалами.

Разнообразные материалы могут быть использованы несколькими способами, чтобы

поощрить игру детей и их воображение. Изменение материалов или добавление новых

материалов может сохранить и/или расширить интерес детей к игровой деятельности.

Педагог как один из игроков

Мы можем поддержать игру детей, участвуя в ней, руководя ей и моделируя ее, когда

игра становится разочаровывающей для ребёнка или, когда ее бросают из-за недостатка

знаний или навыков. Мы можем задавать вопросы, которые поощряют детей к размышлению

о ситуации или показывают, как использовать реквизит по- другому. Когда ребёнок не хочет

входить в игровую ситуацию, участие взрослого, которому доверяют, может помочь ей или

ему почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы присоединиться к группе.

Педагог как посредник и фасилитатор

Фасилитатор – это ролевая позиция педагога при организации групповой деятельности.

Он облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной

перед группой задачи.

Фасилитатор – педагог, использующий личностно-ориентированную модель,

демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы,

создавая комфортный микроклимат в группе. Он дает возможность участникам в группе легко

общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти

самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т.е.

фасилитатор дает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной.

Главные качества педагога – фасилитатора:

  • открытость (способность открыто выражать собственные мысли и переживания в

межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему);

  • принятие (фасилитатор должен чувствовать человека, принимать его безусловно,

уметь сопереживать ему);

  • уверенность (за слабым «лидером» никто не пойдет!);
  • развитая рефлексия (умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, объективно

оценивать свои высказывания и действия).

Применение технологий фасилитации требует от педагога дошкольного

образования соответствующих ролевых позиций:

  1. умение строить открытые, доверительные отношения с родителями детей;
  2. способность создавать особую атмосферу сотрудничества в группе детей;
  3. снимать барьеры и помехи во взаимодействии в игровой деятельности;
  4. раскрывать ресурсы каждого ребёнка в образовательных отношениях

Наличие всех этих качеств облегчает процесс обучения детей.

Задача фасилитации – это организованные решения и предположения, которые

зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения,

как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей,

инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций,

в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:

  • диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение

принятых решений;

  • помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов

работы;

  • консультирование, поддержка, создание условий для творчества, наводящие вопросы;
  • снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
  • развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • посредничество, актуализация позиций и чувств воспитанников;
  • выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до

выражения желания, мозгового штурма.

! Совет:

Педагогу необходимо помогать детям:

  • Помочь детям играть с другими, направлять и давать советы, которые помогут им для

вхождения в игровую ситуацию или для разрешения конфликта, когда он возникает;

  • Помогать детям учиться брать на себя инициативу или следовать за другим ребёнком,

который играет ведущую роль;

  • Поощрять детей и создавать для них способы решения проблем, с которыми они

сталкиваются в своей игре;

  • Важно не вмешиваться и не решать проблемы за них, а помогать им шаг за шагом

самим решать их. Поскольку игра, по своей сути, мотивирует и фокусируется на

процессе, а не на результате, мы должны научиться различать использование похвалы,

поощрения или признания для расширения игры детей.

! Совет:

Педагогу необходимо помнить:

  • Излишняя похвала может заставить детей играть или выполнять определенные

действия только для того, чтобы получить похвалу, а не для собственного

удовольствия;

  • Занятия или мероприятия, которые приносят пользу сами по себе, могут стать менее

веселыми, когда взрослые добавляют внешние награды или похвалы.

Приемы руководства игрой

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру

детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в

разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми старшего

дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает

исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны

эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их

коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В

ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой

деятельности.

С помощью создания педагогом определенных игровых условий, педагог способен

проанализировать поведение детей в различных ситуациях и выявить различные пробелы в

развитии ребёнка. Задавая условия игры, педагог контролирует те или иные аспекты процесса

игры и наблюдает за самостоятельным решением ребёнка данных ситуаций. Данный подход к

детям являются весьма мягким и не травмирующим, что делает его идеально подходящими к

работе с детьми.

! Совет:

Педагогу необходимо помнить, что в основе понимания игры как формы организации

жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

  • новую игру педагог объясняет и сам играет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем –

«рядового» партнера;

  • педагог, увидев, что игра зашла в тупик, ненавязчиво берет на себя роль разрешающего

конфликт;

  • при возникновении спорных ситуаций можно прибегнуть к использованию жребия;
  • в процессе игры сами дети устанавливают правила, определяющие и регулирующие

поведение и взаимоотношения играющих; правила игры помогают робким, застенчивым

детям быть активными участниками игры.

Игровые методы и приемы в работе с социально

неуверенными детьми

Игра является той практической деятельностью, в которой ребёнок познает окружающий

мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими

людьми. Игра включает и подражание, когда ребёнок повторяет то, что видел, слышал, и

собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы

поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять

эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребёнка общением со сверстниками.

! Совет:

Педагогу необходимо помнить преимущества использования игровых методов для

социально неуверенных детей. Игра:

  • помогает выразить скрытые чувства;
  • помогает социально неуверенному ребенку обсуждать различные вопросы и проблемы;
  • помогает проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию;
  • дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
  • высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия –

формального и неформального;

  • дает возможность учиться различным способам общения и подчеркивает важность

эмоциональных реакций;

  • является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает интересное

действие;

  • обеспечивает быструю обратную связь каждому участнику игры;
  • деятельность сконцентрирована на ребенке и обращается к его нуждам и заботам;

содержание и темп игры зависит от группы;

  • устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями;
  • позволяет социально неуверенному ребенку учиться контролировать свои чувства и

эмоции;

  • помогает изменить негативные установки в ситуациях общения на позитивные.

Выделяют несколько ступеней в развитии объединений детей в игре.

  • Первая ступень связана с формированием игр «рядом». Она характерна для детей

младшего дошкольного возраста. В таких играх дети проявляют интерес к игре

сверстника, удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не

объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который

организует индивидуальное поведение детей в игре.

В этот период дети должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно

играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относится к играющим рядом. Игра

рядом с другим ребёнком часто является хорошей стратегией для детей, чтобы они

работали в группе, и педагоги должны поощрять их в этом.

  • На второй ступени возникают первые игровые объединения детей. Более устойчивы

объединения на основе интереса к содержанию игры. Задача педагога – формировать у

детей разнообразные устойчивые игровые интересы.

  • На третьей ступени играющие группы детей объединяются, на основе дружбы и

симпатии друг к другу. У детей складываются оценочные отношения друг к другу,

общие требования к участникам игровой ситуации. На этой ступени важно обеспечить

нравственную основу объединения, формировать отношения содружества,

взаимопомощи, товарищества.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в

условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность

ребёнк

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год