| РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА |
| Педагогика | |||
| Автор: Мифтаева Наталья Анатольевна | |||
| 16.12.2025 10:53 | |||
|
В игре заложен огромный потенциал развития и воспитания дошкольников. Но эти свои качества она может проявить в тех ситуациях, когда используется в рамках педагогического процесса. С общим развитием ребёнка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. Прохождение детей через серию действий, которые педагог запланировал для обучения содержанию – это не игра. Дети не могут свободно инициировать действия, и зачастую те виды деятельности, которые планировали педагоги, имеют конечный продукт (например, ребёнок рисует картинку, пишет или читает что-то, или выполняет какое-то решение). Хотя мы, как педагоги, должны обучать детей определенному содержанию, посредством таких видов деятельности, нам также необходимо выделять большие промежутки времени в течение дня, когда дети участвуют в свободных игровых мероприятиях. В это время детям должно быть предоставлено время для игр, без вмешательства взрослых или с дошкольным педагогом в качестве одного из игроков.
Когда навыки и знания преподаются интересными и интерактивными способами, например, посредством игры, дети вовлекаются и интересуются, понимают и сохраняют информацию. Для детей младшего возраста обучение и игра не являются противоположными видами деятельности, а фактически взаимосвязаны. Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, играют важную роль в содействии игре детей, в том числе в качестве наблюдателей, режиссёров, посредников, поощряющих и участников игры. Иногда наши роли являются косвенными, например, когда мы подготавливаем площадку для игры. В других случаях у нас есть более прямые роли, такие как обучение детей навыкам, которые помогают им входить в игровую ситуацию или продолжать играть (например, собирать более сложный пазл). Также важно знать, когда вмешиваться, а когда не вмешиваться в игру детей. Хотя обучение через игру является интегрированным и значительным, оно может быть в значительной степени невидимым для неопытного глаза. Вот почему мы должны понимать, как дети учатся, а также чему они учатся через игру. Мы наилучшим образом помогаем нашим детям, предоставляя им длительные непрерывные игровые периоды, обеспечивая достаточное количество материалов, стимулирующих различные виды игр, и позволяя детям играть самостоятельно. Нам также необходимо знать, когда и как перейти к более прямой роли в игре детей. При умелом вмешательстве, участие взрослого может привести к более длительным и более сложным эпизодам игры. Маленькие дети учатся через взаимодействие с нами, своими родителями, другими взрослыми и другими детьми, а также посредством взаимодействия с предметами, материалами и природой. Л.С. Выготский утверждал, что когнитивное развитие проистекает из социальных взаимодействий от управляемого обучения в зоне ближайшего развития, поскольку дети и их партнеры совместно конструируют знания посредством диалога. Поэтому крайне важно, чтобы в стратегиях обучения учитывалось социально-эмоциональное развитие детей, поскольку они учатся в диалогах между педагогами и детьми, а также между детьми и другими взрослыми. Диалоги могут расширять и поддерживать мышление и обучение детей, когда мы используем открытые вопросы и другие типы стратегий, которые основываются на их предыдущих знаниях и навыках и связаны с ними. Применение конкретных стратегий обучения, которые способствуют таким видам взаимодействия – между нами и детьми или между детьми, как, например, в совместной игре, – будет способствовать не только обучению детей, но и их метапознанию или способности понимать, как они учатся. Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ребенку успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребёнка. Педагогу следует учитывать специфику каждого вида игр. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребёнка являются первоочередными. Как форма организации жизни и деятельности детей игра имеет свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно показать в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Важной особенностью игры, как формы жизни детей, является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др. Образовательно-воспитательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по- другому оформить атрибуты. С помощью взрослого дети могут починить игрушку. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. Игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Одними из лучших стратегий обучения, которые могут использовать дошкольные педагоги, являются те, которые побуждают, поощряют и продлевают игру детей. Понимание того, когда и как участвовать в играх детей, чтобы расширить их обучение и мышление, является признаком качественного педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Роль педагога в организации игры В игровой деятельности педагог дошкольного образования может выступать в нескольких ролях. Педагог как наблюдатель Когда мы уделяем пристальное внимание игре детей, мы становимся отзывчивыми и квалифицированными помощниками в игре. Наша цель состоит в том, чтобы определить сильные стороны детей и проблемы, с которыми они сталкиваются при вступлении и поддержании высокого уровня игры. Мы также определяем, какие проблемы и концепции дети могут решать с помощью своей игры, такие как власть, добро и зло, страх и безопасность, необузданность и контроль, плохо и хорошо. Педагог как режиссер Мы создаем условия для поощрения игр детей, предоставляя и расставляя материалы, мероприятия, оборудование и/или игрушки, которые ее провоцируют. Мы разрабатываем среду, которая поощряет исследование, обнаружение и манипулирование материалами. Разнообразные материалы могут быть использованы несколькими способами, чтобы поощрить игру детей и их воображение. Изменение материалов или добавление новых материалов может сохранить и/или расширить интерес детей к игровой деятельности. Педагог как один из игроков Мы можем поддержать игру детей, участвуя в ней, руководя ей и моделируя ее, когда игра становится разочаровывающей для ребёнка или, когда ее бросают из-за недостатка знаний или навыков. Мы можем задавать вопросы, которые поощряют детей к размышлению о ситуации или показывают, как использовать реквизит по- другому. Когда ребёнок не хочет входить в игровую ситуацию, участие взрослого, которому доверяют, может помочь ей или ему почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы присоединиться к группе. Педагог как посредник и фасилитатор Фасилитатор – это ролевая позиция педагога при организации групповой деятельности. Он облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи. Фасилитатор – педагог, использующий личностно-ориентированную модель, демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе. Он дает возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т.е. фасилитатор дает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной. Главные качества педагога – фасилитатора:
межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему);
уметь сопереживать ему);
оценивать свои высказывания и действия). Применение технологий фасилитации требует от педагога дошкольного образования соответствующих ролевых позиций:
Наличие всех этих качеств облегчает процесс обучения детей. Задача фасилитации – это организованные решения и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного. Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка. Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние. Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:
принятых решений;
работы;
выражения желания, мозгового штурма. ! Совет: Педагогу необходимо помогать детям:
вхождения в игровую ситуацию или для разрешения конфликта, когда он возникает;
который играет ведущую роль;
сталкиваются в своей игре;
самим решать их. Поскольку игра, по своей сути, мотивирует и фокусируется на процессе, а не на результате, мы должны научиться различать использование похвалы, поощрения или признания для расширения игры детей. ! Совет: Педагогу необходимо помнить:
действия только для того, чтобы получить похвалу, а не для собственного удовольствия;
веселыми, когда взрослые добавляют внешние награды или похвалы. Приемы руководства игрой Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности. С помощью создания педагогом определенных игровых условий, педагог способен проанализировать поведение детей в различных ситуациях и выявить различные пробелы в развитии ребёнка. Задавая условия игры, педагог контролирует те или иные аспекты процесса игры и наблюдает за самостоятельным решением ребёнка данных ситуаций. Данный подход к детям являются весьма мягким и не травмирующим, что делает его идеально подходящими к работе с детьми. ! Совет: Педагогу необходимо помнить, что в основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
«рядового» партнера;
конфликт;
поведение и взаимоотношения играющих; правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Игровые методы и приемы в работе с социально неуверенными детьми Игра является той практической деятельностью, в которой ребёнок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребёнок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребёнка общением со сверстниками. ! Совет: Педагогу необходимо помнить преимущества использования игровых методов для социально неуверенных детей. Игра:
формального и неформального;
эмоциональных реакций;
действие;
содержание и темп игры зависит от группы;
эмоции;
Выделяют несколько ступеней в развитии объединений детей в игре.
младшего дошкольного возраста. В таких играх дети проявляют интерес к игре сверстника, удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует индивидуальное поведение детей в игре. В этот период дети должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относится к играющим рядом. Игра рядом с другим ребёнком часто является хорошей стратегией для детей, чтобы они работали в группе, и педагоги должны поощрять их в этом.
объединения на основе интереса к содержанию игры. Задача педагога – формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.
симпатии друг к другу. У детей складываются оценочные отношения друг к другу, общие требования к участникам игровой ситуации. На этой ступени важно обеспечить нравственную основу объединения, формировать отношения содружества, взаимопомощи, товарищества. Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребёнк
|



РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА








