Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Педагогика
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Дворядкина Наталья Александровна Григорьева Юлия Викторовна Мезенцева Татьяна Юрьевна   
18.12.2025 06:10

«ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»«ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) – ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С НЕРАВНОМЕРНОСТЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, СО СВОЕОБРАЗНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ, РЕЧЕВЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРИВОДИТ К ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Виды аутизма

 * аутизм при различных заболеваниях ЦНС;

 * психогенный аутизм;

 * аутизм шизофренической этиологии;

 * аутизм при обменных заболеваниях;

 * аутизм при хромосомной патологии.

 

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

  1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)
  2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или

выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:

  • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
  • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
  • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;

комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;

  • взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
  • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.

Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:

  1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
  2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.

В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
  2. Принимать его таким, какой он есть.
  3. Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
  4. Придерживаться определенного режима дня.
  5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
  6. Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
  8. Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.

В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми.

В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику.

Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.

Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории.

Краткие рекомендации для родителей аутичных детей:

  1. Соблюдать чёткий режим жизни ребенка и семьи в целом.
  2. Поддерживать эмоционально тёплые отношения.
  3. При обучении использовать схемы и модели.
  4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
  5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нём в случае отказа. Не оставлять свои попытки.

Опираться на возможности и способности ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.

6. Искоренять причину страхов ребёнка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.

7. Всё новое в жизнь ребёнка вводить постепенно, дозированно.

8. В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.

9. Принимать особенности своего ребёнка, искоренять в себе чувство вины.

Принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребёнка.

ПОМНИТЕ

Тем, кто хочет помочь аутичным детям, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас.

Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год