| Статья «Мягкие игры» для детей и родителей |
| Педагогика | |
| Автор: Даньшина Анастасия Валерьевна | |
| 21.12.2025 10:54 | |
|
Автор конспекта: Даньшина А.В., воспитатель высшей категории МАДОУ №82 г. Томска Основы «мягкой педагогики» и технологии «Мягкая среда» заключены в самом значении слова «мягкий». У него есть синонимы: пластичный, податливый, пушистый, нежный, тонкий, учтивый, вежливый, благоприятный. С этими ассоциациями связаны идея и суть педагогики, которая заключена не только в стенах учреждений — институтов, школ, детских садов. Прежде всего педагогика — это наша общая культура взаимодействия друг с другом. Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять родителю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру. Для начала игры нужно взять любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, всё, что есть в доме, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут создавать мягкую среду. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину, пасту для лепки. Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Каким образом происходит это развитие? Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей. Сенсорный аспект при использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого необходимо вводить в обиход большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.). При игре с ними ребенок получает своеобразный опыт переживаний, развивает сенсорные навыки. Терапевтический аспект если ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему может помочь игра с лоскутками, которая способна переключить малыша на совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями позволят поднять настроение. Например, игра в прятки. Важно, чтобы ребенок при встрече с миром не пугался, не боялся, не впадал в разные негативные состояния. Поэтому те материалы, которые используются в играх, несут выраженный терапевтический аспект. Коммуникативный аспект Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети и взрослые объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они настраиваются друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому. Игровой аспект Тканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань — хорошее средство для передачи образов. Взаимодействуя с ребенком, взрослый оживляет условно, выполненный персонаж (из розового лоскута: голова, туловище-платьице, ручки — это девочка Машенька; из коричневого лоскута: голова с маленькими ушками, туловище, небольшие лапки — это медведь). Творческий аспект Сюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности взрослого. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания картин из ткани, веревочек, клубков или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных). Умение играть — очень важная компетенция человека. Причем в любом возрасте. Игра позволяет восстанавливать психологический комфорт и укреплять связи. Детям она приносит пользу и удовольствие, а взрослым помогает восстановить душевные силы и создать доверительные отношения с ребенком.
|



Статья «Мягкие игры» для детей и родителей








