| Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» |
| Педагогика | |
| Автор: Чернышева Анна Валериевна | |
| 25.12.2025 00:41 | |
|
Подготовила воспитатель Чернышева А.В. Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи:
Ход семинара-практикума Теоретическая часть Здравствуйте, уважаемые коллеги! Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем? И родителям знания дать – Что смешать? Как смешать? С чем смешать? Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Упражнение «Выбери дистанцию» Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор. Мозговой штурм Задание участникам практикума: Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
Блиц-игра «Вопрос-ответ» 1. Что является объектом познания детей младшего возраста? Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. 2. Что первично: причина или следствие? Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины. 3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет. Ответ: плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов. 4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации. 5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию. Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. 6. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. 7. Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Ответ: понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях. 8. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания. ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. (Участники проходят в «лабораторию»). Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов. Практическая часть Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать? Опыт №1. Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды. Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Покажите, как это происходит? Опыт № 2 Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Потом утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Объясните, как это у них получается? Опыт № 3 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так происходит? Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает. Утенок так внимательно наблюдал за рыбками, что не заметил, как пошел дождик. Почему идёт дождь? Опыт № 4 Нужно налить в литровую банку горячей воды. Банку закрыть крышкой с дырочками, сверху положить несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Вывод: с поверхности горячей воды идет интенсивное испарение, а когда пар поднимается, то быстро остывает из-за блюдца со льдом и достигает точки росы, конденсируется на стенках банки и вода капельками стекает вниз. Вот и получается «дождик». Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Теперь на многие вопросы он знал ответы:
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» Климент Аркадьевич Тимирязев.
|



Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»








