Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Эссе: «Дети с ДЦП. Какие они? Из опыта работы в реабилитационном центре»
Педагогика
Автор: Карпова Галина Михайловна   
22.08.2025 16:46

Эссе: «Дети с ДЦП. Какие они? Из опыта работы в реабилитационном центре»Эссе: «Дети с ДЦП. Какие они? Из опыта работы в реабилитационном центре»

(Карпова Галина Михайловна, воспитатель АУСО УР «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», Удмуртская республика, г.Ижевск)

Дети с ОВЗ – это особая категория детей, которые нуждаются в особом внимании, заботе и поддержке. Такое внимание и поддержку предоставляют реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Вот некоторые нарушения, с которыми дети поступают на реабилитацию: нарушения слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, речевые отклонения. Среди этих детей в особую группу я бы выделила детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мое отношение к этим детям основано на моем опыте работы в качестве воспитателя.

 

К нам в реабилитационный центр приезжают много детей и подростков с опорно- двигательными нарушениями. Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детским церебральным параличом. Основными проявлениями двигательных нарушений у них бывают неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице. Такие дети затрудняется без посторонней помощи одеться, раздеться, завязать бантик, застегнуть пуговицу и т. п. Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом. У них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой; отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении они могут упасть. Также свойственны таким детям психоэмоциональные отклонения, такие как раздражительность, возбудимость, или наоборот, застенчивость и боязливость, инфантилизм, они не уверены в себе, им присущи разные страхи.

Для успешной организации воспитательного процесса в отделении детей с ОВЗ мне необходимо знание особенностей их психофизического развития, а также типичных трудностей, возникающих на различных занятиях при овладении учебным материалом и обусловленных характером заболевания. Я должна понимать, почему возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе оно возникло и как это отразится на усвоении программного материала.

В начале каждого заезда я, как воспитатель, провожу подробную беседу с родителями об увлечениях ребенка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх; выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует. Кроме того, выясняю, какие положительные черты характера имеются у ребенка, чтобы он мог опереться на них в процессе учебно-воспитательной деятельности; а какие негативные черты характера, которые потребуют особого внимания со стороны педагога.

Излишняя опека со стороны родителей, беспокойство по каждому поводу, ограничение самостоятельности ребенка приводят к его эгоцентризму, стремление манипулировать людьми. Поэтому очень важна правильная воспитательная позиция родителей по отношению к детям с ОВЗ. Это подтверждает и тот факт, встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Часто в моей практике встречаются родители, с которыми приходится неоднократно беседовать об излишней опеке над ребенком с ДЦП, о его иждивенческих привычках, эмоциональной возбудимости. После совместной работы многие пересматривают свою позицию по воспитанию ребенка, но есть родители, которые не хотят перестраиваться, продолжают жалеть его, во всем потакать ребенку, ограничивать его в самостоятельности.

Свою воспитательную работу строю с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Много занятий провожу по развитию мелкой моторики рук, это конструирование, раскрашивание, штриховка, лепка и т.д. На занятиях я учу детей выдержке, и терпению, не все получается сразу. Каждый день по крупинкам мы узнаем что-то новое, формируем новые умения и навыки. Если ребенок научился чему-то новому, научился контролировать свои эмоции, ребенок счастлив и горд за себя. Вот из таких маленьких побед и состоит работа воспитателя.

Реабилитация обязательно подразумевает большую двигательную активность: детям с ДЦП необходимо двигаться каждый день, чтобы развивать свой опорно-двигательный аппарат и учиться делать то, что другим дано от рождения: сегодня — поднять руку, завтра – взять ею стакан, мяч и т.д. Эти небольшие шаги помогают ребенку стать более самостоятельным и укрепить свое здоровье. Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Главное в занятиях – это раннее их начало и непрерывность. От этого зависит успех лечения. В нашем отделении находятся дети без сопровождения родителей, большинство их них приучены навыкам самообслуживания и с нормальным интеллектуальным развитием. С ними интересно проводить различные занятия. Они очень эмоционально реагируют на свой успех, радуются своим победам. Они активные, принимают участие во всех проводимых мероприятиях, выступают на сцене, очень любят играть в настольные игры, спортивные игры. А как играют наши мальчишки в футбол! Это надо видеть! С таким азартом, рвением, желанием выиграть, победить! В эти минуты они забывают про свой недуг, про свои трудности и проблемы. Стойкости характера, силе воли и силе духа этих ребят в такие минуты остается только удивляться.

Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание, но это то, от чего нельзя вылечиться. Оно будет так или иначе давать о себе знать на протяжении всей жизни человека. Но я уверена, что степень социализации во многом зависит от настроя самого ребенка. Если он целеустремленный, готов бороться, позитивно настроен – все это помогает ему жить полноценной жизнью. Многие дети с ДЦП после нескольких реабилитаций получают хороший результат, потому что никогда не сдаются, продолжают справляться с трудностями и преодолевают их. Вот за такие качества я с большим уважением отношусь к этим ребятам, с большим желанием работаю с ними, участвую в их жизни, оказываю посильную помощь и поддержку.

Особенный ребенок – это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности. Каждый наделен своей индивидуальностью, своими талантами. Надо только принимать каждого таким, какой он есть. Только приняв такого ребенка, его можно чему-то научить, можно добиться его доверия и расположения. Главное для меня – помочь ребенку стать увереннее, раскрыть свои способности, уникальность, неповторимость, быть принятым в детском коллективе, обществе.

Да, работать с детьми с особенностями нелегко, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед. Я получаю удовольствие от работы, так как осознаю, что недаром тратятся мои силы, моя деятельность делает чью-то жизнь легче, интереснее, лучше.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 31 (393) выйдет
27 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год