Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Автодидактические игры, как одно из условий самореализации и развития инициативы детей дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Матюнина Светлана Анатольевна Ястребова Мария Александровна   
11.08.2025 20:59

Автодидактические игры, как одно из условий самореализации и развития инициативы детей дошкольного возраста.Автодидактические игры, как одно из условий самореализации и развития инициативы детей дошкольного возраста.

Авторы:

  • Матюнина Светлана Анатольевна
  • Ястребова Мария Александровна

Игра — это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка. В игре ребенок развивается, познает мир людей. И именно в игровой деятельности проявляется познавательная активность дошкольников. Игровая деятельность представлена разными видами игр, но именно обучающие (дидактические) игры являются средством формирования познавательной активности дошкольников — в них ребенок не только получает новые знания, но и закрепляет их. Роль взрослого в развитии игровой деятельности тоже может быть разной и зависит от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и т.д. Но особой поддержки взрослого (и педагога, и родителя) требует развитие свободной игровой деятельности. Одним из приемов, помогающим создать условия для развития свободной игровой деятельности дошкольников является применение автодидактики.

 Скачать конспект

Автодидактические игры — это такие игры, которые позволяют детям не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В отличие от привычных всем дидактических игр, в которых обучение происходит по инициативе взрослого, автодидактические игры ориентированы на самостоятельное развитие ребенка. Основным преимуществом таких игр является то, что они не требуют постоянного присутствия взрослого (педагога или родителя). Автодидактический материал является стимулом для саморазвития ребенка, стимулируя его познавательную активность, развивая самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию деятельности.

В нашем дошкольном учреждении автодидактическими играми наполнены практически все центры групповых помещений (Центры грамотности и письма, Центры математики, Центры науки и естествознания и др.). Для создания игр наши педагоги используют различные материалы: цветной рис, манная крупа, природные материалы (шишки, каштаны, различные семена и др.), бросовый материал (крышечки, втулки и т.д.), бумага, карандаши и др. С некоторыми играми, мы хотели бы вас познакомить.

Центр грамотности и письма

Детям предлагаются игры, с использованием сенсорных коробок с разным наполнением (цветной рис, манка, песок и т.д.) и разнообразных материалов для выкладывания (камешки Марблс, деревянные кружки из разных наборов, вырезанные фигурки, любой природный материал, детали от конструктора «Лего»):

  • «Образ буквы» — автодидактическая игра с использованием цветного риса и мелких игрушек. По предложенному образцу ребенок должен сложить букву из предметов, которые можно найти в коробке с рисом.
  • «Найди картинки, начинающиеся на звук...»
  • «Сложи букву»
  • «Выложи гласные буквы»

В свободном доступе у детей игры, направленные на развитие пространственной ориентировки, графомоторных навыков, координации и произвольного внимания:

  • «Обведи по контуру»
  • «Продолжи линию»
  • «Найди картинки»
  • «Помоги букве добраться до...» (прокладываем дорожки по нужным буквам до цели)
  • «Соедини картинки с нужной буквой»
  • «Волшебные обводилки»
  • «Ленточки по клеточкам» и др.

Так же в Центре используются коробки с темным дном для рисования пальцами по картинкам-образцам: «Повтори рисунок», «Напиши букву» и др.

Центр математики

Математические игры — игры, в которых смоделированы все важные математические стороны: построения, отношения, закономерности и т.д. Незаметно, в процессе игры дошкольники считают, складывают, измеряют, решают разные логические задачи, стимулирующие развитие познавательных способностей:

  • «Посчитай» — автодидактическая игра, в которой ребенок должен сопоставить количество изображенных животных/предметов/растений с соответствующей цифрой, обозначающей их количество.
  • «Собери бусы» (шнуровка, картинки геометрических фигур, работа со схемой)
  • «Какое число рядом?» (продолжит числовой ряд)
  • «Найди заплатку для шапочки» — автодидактическая игра, развивающая мышление, логику, внимательность. Ребенок должен правильно подобрать и расположить заплатку на шапочке, сопоставив с имеющимся узором.
  • «Время»
  • «Один-много» и т.д.

Игры по развитию финансовой грамотности:

  • «Копилка» (картинки предметов с указанной стоимостью, вырезанные шаблоны монет)
  • «Посчитай монетки» (картинки со «спрятанными» монетками) и т.д.

Игры с использованием сенсорной коробки:

  • «Состав числа»
  • «Посчитай-ка» и др.

Центр науки и естествознания

В центре науки и естествознания возможно:

  • Проведение опытов (изучение алгоритма проведения опыта, фиксация его в карте, зарисовывание): после знакомства с алгоритмом исследования (с помощью педагога), дети могут самостоятельно проводить опыты, а результаты могут отмечать в карточке – фиксаторе или зарисовать полученный результат.
  • Самостоятельная работа с коллекцией (шишки, камешки, семена, каштаны, кусочки ткани и др.): все можно рассмотреть, потрогать, измерить, сравнить по разным параметрам.
  • Можно исследовать различные свойства предметов.

В чем же особенность автодидактических игр?

  • участие взрослого в игровом процессе минимально;
  • доступность материалов и простота применения;
  • игры можно использовать в детском саду и дома;
  • игры можно усложнять, дополнять, они могут «расти» вместе с детьми;
  • играть может как один ребенок, так и несколько;
  • есть возможность для детей проявить творчество (самим нарисовать схему, например);
  • можно довольно часто менять наполняемость Центров.

Рекомендации педагогам и родителям по использованию автодидактики:

  • Найдите пространство, где дети смогут свободно экспериментировать и творить (это может быть не только групповое помещение, но и веранда на участке для прогулок, и комната, в которой живет ребенок). Разместите там различные материалы: конструкторы, мозаику, природные и бросовые материалы, книги, игрушки.
  • Дайте детям возможность самостоятельно выбрать то, чем они хотят заниматься. Во время игры будьте рядом. Наблюдайте за ними. Помогайте, если они об этом попросят.
  • Встраивайте в материал возможность самоконтроля (например, цветовая маркировка).
  • Учитывайте возраст и возможности детей.
  • После игры, обсудите с детьми результаты и достижения. Не забывайте о поощрении!

Использование автодидактических игр на практике способствовало тому, что дети стали проявлять больше инициативы и самостоятельности в своей деятельности, научились сотрудничать, договариваться друг с другом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год