Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
Педагогика
Автор: Тимощенко Ольга Леонидовна   
11.10.2016 18:33

Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.

Подготовила старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Тимощенко О. Л.

Опытно – экспериментальная работа — это деятельность коллектива по проведению педагогического исследования, т. е. научно-исследовательская работа, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий.

Часто коллектив дошкольного учреждения бывает не готов к проведению опытно – экспериментальной работы. Причины бывают разные, но очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные ресурсы педагогов, а не только материальные, для решения проблем дошкольного образования. Нужно учитывать способности, потребности и опыт каждого участника. Важно понимать, что воспитатель может сам определить тему своего личного исследования. Поэтому, чтобы в рамках общей идей состоялась ОЭР, у педагога должен сформироваться именно мотив заинтересованного участия. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, это влияние на ее потребности и желания в саморазвитии.

 

«Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках своей среды, обычно проявляют малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде» (Sternberg, 1996, р. 251-252). [34]

Мотивационная готовность выступает объектом исследования многих авторов (Т. С. Деркач, В.Г. Максимова, Е.Н. Шиянов, Е.Г. Буланова и др.). Её рассматривают как внутреннюю основу активной профессионально–педагогической позиции специалиста, побуждающую к деятельности, способствующую её продуктивности процесса и результата. Мотивационно-ценностная готовность субъекта выражается в направленности его активности на различные стороны деятельности и эмоциональном отношении к ней. Основу мотивационно-ценностной готовности составляют её ценностные основания, харак-теризующиеся осознанием цели будущей профессиональной деятельности, интересом и эмоционально-положительным отношением к ней. Как показывает анализ исследований, посвященных изучению мотивации, ее уровень определяется содержательной направленностью мотивов (на процесс деятельности, ее результат или на собственное развитие), их силой и устойчивостью. (Таратухина М. С.) Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата деятельности. Деятельность должна удовлетворять ряду условий, при одновременном присутствии которых действие воспринимаются самим субъектом как составляющее деятельности достижения (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2-х томах, М.: Педагогика, 1986 г.). Согласно Хекхаузену эта деятельность должна:

  • оставлять после себя осязаемый результат
  • данный результат должен оцениваться качественно или количественно
  • требование к оцениваемой деятельности должны быть не слишком низкие и не слишком высокие, т.е. что бы деятельность могла увенчаться успехом, а могла и не увенчаться успехом и, по меньшей мере, не могла осуществиться без определенных затрат и усилий
  • для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в ее рамках низкий нормативный уровень, считающийся обязательным
  • деятельность должна быть желанной для субъекта и результат должен быть получен им самим. [34]

В последнее время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инновационном процессе, главной фигурой является педагог с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом. Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если педагог не увидит пользы для себя от инновационного процесса и не проникнется к этому интересом. Вспомним книгу Д.Карнеги: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Все статьи транслируют основную мысль: “Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это”. [3]

Изучение и анализ литературы по этому вопросу позволили определить некоторые факторы, позволяющие взглянуть на мотивацию педагогов с практической точки зрения. А именно:

  • все люди мотивируются разными мотиваторами;
  • экономические способы мотивации не всегда наиболее действенны (так как обладают ограниченной эффективностью);
  • более результативны в использовании интеллектуально-творческие, ресурсные и статус-ные способы мотивации педагогов.

Прежде всего, разберемся в терминологии.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотиватор — это фактор, параметр, побуждающий (помогающий) достигать сотрудникам поставленных целей.

Поэтому выделяя разные виды мотивации педагогов к ОЭР, но мы проанализировав методическую литературу, хотим остановится на интеллектуально-творческих способах мотивации педагогов. Они, как показывает практика, более действенны и нацелены на реализацию таких потребностей педагогов как потребность в самовыражении, самоактуализации, потребность в признании и самоутверждении, включённость в коллектив.

Интеллектуально-творческие способы мотивации педагогов:

  • доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения занятия или мероприятия;
  • направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
  • содействие в выдвижении на престижный конкурс;
  • возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
  • помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
  • содействие в разработке и утверждении авторской программы;
  • увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
  • направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку;
  • предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
  • поручение быть наставником молодых специалистов;
  • привлечение к работе в составе творческой группы;
  • вовлечение в общественную деятельность;
  • предоставление защиты от некорректного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны вышестоящих руководителей, инспекторов-методистов (Щёголева Н.М. / Научно – методический журнал Детский сад от А до Я №1, 2010)

В соответствии с задачами эксперимента в детском саду идёт сложный процесс обновления содержания, форм, методов и структуры методической работы.

1. Включаясь в экспериментальный проект необходимо уделить большое внимание работе с кадрами, стремясь создать коллектив единомышленников, увлечённых педагогическим творчеством, а также педагогов способных действовать в команде и понимающих необходимость данной деятельности. Ведь далеко не все педагоги воспринимают положительно процесс инновации в своём ДОУ. Для этого в методической литературе предлагается проведение занятий для педагогов с элементами тренинга и игры направленные на взаимодействие в коллективе, понимания ценности выполняемой всеми работы и развитию интереса. Например, семинар практикум с элементами арттерапии «Моё педагогическое кредо», где педагогам предлагается определиться в своих установках и ожиданиях от ОЭР. (Панфидникова И.П. / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г)

Или психологические игры иллюстрирующие идею сотрудничества вместо конкуренции: «Установление связи», игры иллюстрирующие идею работы на общий результат: «Ценности команды», игры иллюстрирующие идею творчества вместо стереотипных действий: «Древо успехов», игры направленные на идею конструктивной самореализации вместо конкуренции в коллективе и борьбы за выживание. [10, С.123] В ходе таких игр отмечаются удачные находки, продумываются пути преобразования отрицательного в положительное.

2. Планируя свою методическую работу с педагогами своего учреждения, участвующих в опытно – экспериментальной работе, старший воспитатель, для поддержания интереса к данной деятельности использует известные, широко вошедшие в практику формы работы с педагогами:

  • это групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и т.д.)
  • индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Все эти мероприятия позволяют не только повысить уровень знаний педагогов, но так же заинтересовать педагогов к инновационной деятельности, раскрыть свой творческую активность, творческий потенциал и профессиональные интересы в области эксперимента. Ещё одним условием для развития интереса к опытно – экспериментальной деятельности является активное стремление передать полученные знания и умения другим. Иначе говоря, педагог должен видеть реальный продукт своей деятельности и передать его другому. Так же можно использовать творческие встречи между педагогами различных ДОУ для обмена опытом по проведению ОЭР. Все эти мероприятия включаются методистом в разные моменты ОЭР. Объясняется это этапами формирования интереса и отношения к нему. Проанализировав литературу, отмечено, что на сегодняшний день, ни в одной методической литературе, которая предлагается старшим воспитателям в помощь в работе, нет конкретных мероприятий направленных именно на развитие интереса у педагогов к ОЭР. Скорее всего, это обусловлено тем, педагог, участвующий в ОЭР, уже имеет достаточный интерес к данной деятельности т.к. он ею занимается по собственной заинтересованности для саморазвития, повышения педагогической компетентности и саморазвития. В своей работе, старший воспитатель может основываться на исследованиях

  • в области психологии интереса и мотивации
  • в профессиональной ориентации педагогической профессии
  • в сфере системы отношений личности к различным аспектам педагогической деятельности: предметам, детям, себе как субъекту педагогической деятельности, коллегам и т.д.

Всё это старшему воспитателю необходимо исследовать и разрабатывать для своей работы самому, поскольку в методической литературе названные аспекты раскрываются, но доступ к данной литературе затруднителен.

Использованная литература:

  1. Атемаскина: Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2011
  2. Березина Е.А «Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности» // 23. 12. 11 //ttp: //festival. 1september. ru/articles/508214/
  3. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!. / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. — М., 1996.
  4. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
  5. Езопова С.А., Новицкая В.А. Как изучить профессиональную компетентности воспитателя детского сада? / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010
  6. Зинкевич – Евстегнеева Т. Технология создания команды. СПб, Изд. Речь, 2004, С.123
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, 1995. С.343
  8. Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов: дис. д-ра психол. Наук. — Вильнюс, 1982, С.343
  9. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ, М.: Сфера, 2010.
  10. Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008
  11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие, М.: Сфера, 2010.
  12. Монография Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие позновательного интереса. Бийск: Изд. НИЦ Бийск педагог. гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2002. 163c. – С.5
  13. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, М.: Сфера, 2010.
  14. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996 № 5.
  15. Научно – методическое пособие Организация опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении / Под ред. Паукова Л.Н., С.М. Курганский Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009, 152с. — С.5
  16. Научно – методическое пособие Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении/ Под ред. Паукова Л. Н. Курганский С.М. Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009-152, С.7
  17. Основы опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.В. Губановой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 С. 13; 22; 28;
  18. Панфидникова И.П. // Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007, С. 109
  19. Панфидникова И.П. //Научно – метод. журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007
  20. Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ// Приложение к журналу «Управление ДОУ» — М.: творческий центр Сфера, 2007, С.5; 7
  21. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др., Изд. Педагогическое общество России, М.: 2004
  22. Пособие для воспитатетлей/ Под ред. Микляевой Н.В. Инновации в детском саду, М.: Айрис Пресс 2008
  23. Пряшников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? 23. 12. 2011 //http://www. intelros. ru/pdf/60_paralel/40/02. pdf
  24. Психология профессионального педагогического мышления / Под редакцией Кашапова М.М., М.: «Институт психологии РАН», 2003, с. 331-338
  25. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии Серия «Мастера психологии», СП-б.: Питер Ком, 1999. -720с – с555

руководство, СП-б, Речь, 2005

26. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М.: АПК и ПРО. 2002, С.34

27. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое

28. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В.А., Изд. Центр «Академия», М.: 2002

29. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д.А. М.: Смысл 2002, С.47

30. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2012.

31. Тавберидзе В.А., Калугина В.А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М.: Школьная Пресса 2008

32. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. -№5

33. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М.: Школьная Пресса 2010

34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор. соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика-пресс, 1986, С.143.

35. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О.У. / Под ред. Поташника М.М. М.: Новая школа, 1994

36. Черникова Т.В. Управление развитием О.У. методическое пособие, М. 2005

37. Щёголева Н.М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г.

38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С.315

39. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год