Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя
Педагогика
Автор: Гугина Ольга Васильевна   
20.10.2021 17:39

Использование приемов мнемотехники в работе воспитателяИспользование приемов мнемотехники в работе воспитателя

Грамотная и красивая речь является одним из важных аспектов развития ребенка. Формировать ее необходимо с ранних лет, так как именно в этот период дошкольного возраста развиваются наиболее подходящие условия ее реализации.

В современном мире дети не очень любят заучивать стихи и составлять пересказы, практически не владеют методами запоминания и это вызывает у них большие трудности в заучивании, обусловленные быстрым утомлением и отрицательными эмоциями. Поэтому очень важно у детей пробудить интерес к занятиям такого рода и увлечь их, превратив непосильный труд в любимое и доступное дело – ИГРУ.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, необходимо деятельность осуществлять через комплексное воздействие, т.е. включать не только звуковую работу, но и работу, направленную на внимание, память и мышление.

Мнемотехника представляется как система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации через графические рисунки об особенностях объектов природы, персонажей сказок, запоминание сюжета рассказов, и как следствие развитие связной речи.

 

Скачать конспект

Работа построенная на мнемотехнике особенно важна в период дошкольного возраста, так как является решением мыслительных задач у детей путем преобладающей ролью наглядного материала, который усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи дает возможность детям более эффективнее воспринимать зрительную информацию и воспроизводить ее по поставленному плану.

При использовании мнемотаблиц выполняется ряд задач:

  • развитие диалоговой и связной речи
  • составлять и использовать мнемотаблиц в рассказе знакомых сказок и стихов
  • формированию правильному звукопроизношению
  • развивать внимание, воображение, мышление и память
  • формированию у детей выделять существенных признаков, сравнению, наблюдательности.

Как же работать с мнемотаблицами и что можно изобразить в них? Мнемотаблица представляется в виде схематических рисунков, в смысл которых заложена определенная информация. Вся работа построена на условии от самого простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадраты и в дальнейшем последовательно задачи усложняются, постепенно переходя к мнемодорожкам и в заключении построение мнемотаблицы. Через графическое изображение можно передать содержание сказки, изображая персонажей сказки, их действие, явление природы, предметы, или зарисовывать то, что посчитаете нужным.

Мнемотехнику стоит внедрять в работу с детьми уже с раннего возраста, и более активно ее расширять в занятиях с 4-5 лет, когда накапливается основной словарный запас.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста рекомендовано вводить цветные мнемотаблицы, так как дети воспроизводят в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, трава – зеленого цвета, а ромашка – белая. Детям старшего возраста схемы лучше рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Главная задача при заполнении мнемотаблицы – это изображение понятное детям, а еще лучше, чтобы дети предлагали эти зарисовки самостоятельно или зарисовывали сами.

Для этого необходимо начинать с самого простого – научить детей схематическому изображению каких-либо предметов, образов. Надо давать детям возможность включить свое воображение и через высказывание определить яркие запоминающиеся идеи. Основная цель – дать понять детям, что разные геометрические фигуры могут обозначать любые предметы и образы. Далее строя работу с мнемодорожками предлагать детям уже использовать более сложные линии и схемы при зарисовке предметов, действия и героев сказок, передавая при этом характер и образ.

При этом построение самостоятельно составлять модель мнемотаблицы, ребенок учиться выделять в сказке, стихотворении идею, главных героев и их действия, их характер и образ. По построенной мнемотаблицы ребенок может через опорные символы и образы рассказать самостоятельно сказку или придумать новую, используя эти зарисовки. Научившись составлять модель произведения в будущем позволит детям составлять план успешного ответа, как устного, так и письменного, а также составление и написание сочинений и изложений.

В подведении итогов, можно сделать вывод, что, используя данный метод при работе с детьми, ребенок учить самовыражению, усидчивости, зрительно строит и воспроизводит план своих действий. У детей появляется чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, формируются психологические навыки, память, внимание, мышление, что положительно с4казывается на результативность при построении связной речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год