Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Гендерные особенности у детей дошкольного возраста.
Педагогика
Автор: Майер Полина Викторовна Ханакова Юлия Юрьевна   
23.03.2024 12:31

Гендерные особенности у детей дошкольного возраста.Гендерные особенности у детей дошкольного возраста.

В федеральном государственном стандарте образования для детских дошкольных учреждений особое внимание уделено гендерному воспитанию дошкольников. К 6-7 годам, к концу обучения в ДОУ, согласно ФГОС, «…ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу»

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Одной из особенностей развития самосознания в дошкольном возрасте является осознание своей половой в соответствии с ней

 

Важную роль в формировании гендерной идентичности принадлежности, имеет важнейшее значение для развития личности в будущем.

Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы психических половых различий и поло ролевой дифференциации детей, которая является одной актуальных проблем психологии. Наличие различий в поведении детей разного пола было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях таких ученых как: В.В. Абраменковой, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, В. Е. Кагана, А. В. Либина, И. И. Лунина и другие.

Гендерные особенности включает в себя три аспекта, в которых были выявлены различия:

  • когнитивная сфера личностного развития — ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения, приобретают склонность играть с представителями своего пола в поло специфичные (куклы, машинки, инструменты) игрушки и игры. Они уже знают, как должны вести себя мальчики и девочки вообще, способны описать типично мужские и типично женские занятия.
  • эмоциональная сфера — полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности
  • сфера социального поведения — усвоение типичной для пола модели поведения. Мальчики стремятся к независимости, девочки — к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

В своих работах Коломицкий Я.Л. указывает на то, что в младшем дошкольном возрасте дети различают пол окружающих людей, ассоциируют его с внешними признаками: одеждой, прической, допускают обратимость и возможность изменения пола. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки окончательно осознают необратимость половой принадлежности, уже по собственной инициативе выбирают игры, проявляют разные интересы в соответствие с гендерными установками. У детей старшего дошкольного возраста формируется четкая направленность на идентификацию себя со взрослым своего пола. К 6-7 годам ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое дальнейшее поведение дошкольников играет предметно-развивающая среда. Здесь мальчики и девочки общаются, играют вместе, проявляя свои индивидуальные качества и особенности, присущие своему полу. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Например, овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки — с аккуратностью.

В сюжетно-ролевых играх дети 6-7 лет осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации: семья, рождение ребенка, лечение болезней, трудоустройство.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или собирает конструктор, то здесь нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определённых черт — заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

В старшем дошкольном возрасте тематика рисунков обусловлена многими факторами. Одним из важных факторов — принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сензитивности к половым различиям. Рисование способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. Рисунки приобретают сюжетный характер. К 6-7 годам изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями

Если рассматривать рисунки мальчиков и девочек, то мы можем отметить следующие различия:

  • рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, часто встречаются даже бытовые и игровые сюжеты
  • девочки рисуют женские образы: кукол, балерин, принцесс, моделей; также рисуют цветочки, красивые замки, деревья, птичек и т.п. У девочек рисунки ярче, разнообразие цветов, с большим количеством мелких деталей
  • мальчики рисуют технику, машины, танки, оружие, космические существа, монстров, роботов. У мальчиков на каждом рисунке отдельный объект, цвета однообразные, мелкие детали редко прорисовываются, в основном все объекты «зависают в воздухе», в отличие от рисунков девочек. При организации и проведении занятий необходимо следует учитывать психологические особенности мальчиков и девочек:
  • девочки опережают мальчиков в плане психического развития, а именно, девочки более успешны в учебной и творческой деятельности
  • у девочек лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления
  • девочки более чувствительны к шуму
  • девочки менее подвижны, более усидчивы
  • у девочек речь богаче, словарный запас обогащается значительно быстрее, они детально описывают предметы, используют сложные предложения в речи
  • девочки более эмоциональны
  • уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей
  • мальчики опережают девочек в физическом развитии
  • мальчики успешны в подвижных играх;
  • у мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
  • мальчики более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 — 6 раз
  • мальчики смелее
  • мальчики труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.

Наблюдения за детьми в старших группах, показывают, что в группах есть девочки, которые лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В настоящее время образовательная деятельность в условиях ДОУ включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных меж половых ситуаций, чтение художественной литературы, обсуждение произведений — это является важнейшими формами и средствами формирования личности будущего школьника. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с противоположным полом.

Согласно ФГОС, в старшем дошкольном возрасте есть свои достижения, которые связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Исходя, из всего вышесказанного самое главное необходимо обращать внимание на половые различия в воспитании, обучении и развитии дошкольников в условиях ДОУ.

Таким образом, образовательный и воспитательный процессы необходимо совершенствовать с учетом всех перечисленных гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Очень важно обращать внимание всех участников образовательного процесса ДОУ на психофизиологические особенности мальчиков и девочек, учитывая их при организации совместной деятельности, можно добиться успеха в становлении личности каждого ребенка с целью формирования адекватных моделей поведения в современном обществе.

Ханакова Ю.Ю. Майер П.В.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год