Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»
Поделки из разных материалов
Автор: Соловьева Марина Анатольевна   
21.02.2021 08:50

Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»Методическая разработка НОД по декоративной лепке из глины в старшей группе тему: «Дымковская лошадка»

Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель высшей квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область

Направление: художественно-эстетическое развитие

Образовательная область: художественное творчество

Раздел: декоративная лепка

Продолжительность: 25 мин.

Место проведения: групповое помещение.

Группа: старшая логопедическая.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТЕМА: «Дымковская лошадка».

 

ЦЕЛЬ: формировать у детей эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать игрушку по показу воспитателя, используя разнообразные приёмы работы с глиной.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, этапами изготовления, цветом, элементами росписи.
  • Учить детей видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца).
  • Учить лепить лошадку из глины, передавая характерные особенности дымковской игрушки.
  • Упражнять в технике изготовления изделия из частей способом примазывания и сглаживания мест соединения.

Развивающие:

  • Развивать умение создавать простые декоративные изделия, опираясь на показ воспитателя.
  • Развивать творческую активность, воображение.
  • Развивать эстетическое восприятие, любознательность, целеустрем-ленность, способствовать возникновению первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости.
  • Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.
  • Воспитывать интерес к лепке из глины, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
  • Воспитывать бережное отношение к изделиям своего и народного творчества.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ:

  • оборудование для просмотра презентаций
  • презентация «Изготовление дымковской игрушки»
  • звуковое сопровождение во время лепки: «Народные наигрыши»
  • схема лепки дымковской лошадки.

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • глина для скульптурной лепки, пластины для лепки, стеки, тряпочки сухие и влажные, емкости с водой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

«Познавательное развитие»: беседа о дымковских игрушках, их происхождении, этапах изготовления.

«Речевое развитие»: чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек.

«Физическое развитие»: разминка-приветствие «Здравствуй», пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку», гимнастика для глаз «Лучик солнца», смена видов деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие»: игры с дымковскими игрушками.

«Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание и обследование дымковских игрушек, слушание русских народных мелодий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в группу под русскую народную мелодию и становятся полукругом. Дети садятся на корточки, делают вид, что спят.

Разминка-приветствие «Здравствуйте»

Рано утром мы проснулись (встают на ноги),

Потянулись (тянутся), улыбнулись (улыбаются),

И пришли все в детский сад (шагают).

- Рада видеть я ребят!

Чтоб весь день нам бодрыми быть,

Нужно «Здравствуйте!» говорить.

- Здравствуйте! (Здравствуйте!)

-Доброе утро! (Доброе утро!) Добрый день! (Добрый день!)

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Я рада видеть вас такими бодрыми и веселыми! Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на скамейку и послушайте загадку:

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор! (дымковская игрушка)

Воспитатель: Давайте вспомним, как дымковские мастера делали свои игрушки.

Презентация «Изготовление дымковской игрушки».

Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.

Слайд 1: Сначала (лепят игрушки из красной глины, перемешанной с песком).

Слайд 2: Затем (игрушки сушат на столе или открытом воздухе).

Слайд 3: Потом (игрушки обжигают в печи).

Слайд 4: Готовые игрушки (покрывают белилами, отбеливают).

Слайд 5: После высыхания игрушки (расписывают яркими красками).

Воспитатель: Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера? (красный, оранжевый, синий, желтый, зеленый, черный).

Воспитатель: Правильно, эти насыщенные, яркие цвета празднично выглядят на белом фоне.

Слайд 6: Воспитатель: Какие основные элементы дымковской росписи вы знаете? (колечки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии). Чтобы добавить краскам блеска, туда добавляли сырое яйцо.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Воспитатель: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Давайте подойдем к столу и полюбуемся ими. (На столе расставлены разные дымковские игрушки).

Дымковская игрушка – старейших из Российских промыслов. Данное ремесло уже более 400 лет существует и по настоящее время радует не только жителей России, а известно всему миру. Игрушка появилась в Дымковской слободе. Обычно в процессе изготовления игрушек участвуют целые семьи, кто-то добывал сырье и готовили смесь для заготовок, кто-то лепил сами фигурки, кто-то занимался обжигом, а кто-то белил и раскрашивал изделие. Несмотря на то, что мастера используют в росписи одни и те же элементы, каждый из них пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно одинаковые игрушки.

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк:

  • Индюк. Яркий, красочный, похож на павлина. Особенность игрушки: небольшая бородка, с декором из золотой потали. Размеры фигурки достаточно разнообразны.
  • Барыня. Уникальное изделие, которое совмещает в себе городскую даму и русскую бабу в кокошнике. Отдельные элементы изделия также декорированы золотой поталью.
  • Животные. Самые популярные животные – это конь и утка. Реже можно встретить поросят, коров, козлов и прочих животных.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы вылепить свою дымковскую игрушку? (ответы детей). Отгадайте загадку и вы узнаете, какую фигурку мы будем лепить.

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет поутру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (лошадка)

Воспитатель: Давайте прокатимся на лошадке.

Физкультминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждёт Показывают как конь бьет ногой,

Бьет копытом у ворот. сначала правой ногой, потом – левой.

На ветру играет гривой Круговые вращения головой, вправо,

Пышной, сказочной красивой. влево.

Быстро я в седло вскочу Глубокий присед и прыжок вверх

Не поеду – полечу Правая нога вперед, руки вперед,

Цок-цок-цок, цок-цок-цок двигаются по кругу.

Там, за дальнею рекой Машут рукой.

Помашу тебе рукой.

Воспитатель: Приехали. Проходите в нашу мастерскую. Сегодня на занятии мы будем учиться лепить фигурку Дымковской лошадки. (Дети надевают фартуки и нарукавники и садятся за столы).

Воспитатель: Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности считалось, что фигурка коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня, света и тепла.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Лепим лошадку» (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим, (сжимают и разжимают

И получше разомнем. пальчики)

На кусочки все разделим, (показывают, как

И коня лепить начнем: отрывают кусочки)

Скатаем шею с головой, (движение, имитирующее скатывание

шарика между ладонями)

Ноги — раскатаем. (движение, имитирующие скатывание

колбаски между ладоней)

Все детали с туловищем, (соединяют пальцы двух рук друг

мы соединяем. с другом в виде домика)

Прищипнём внизу немножко, (соединяют все пальцы с большим)

Гриву, хвост приладим, (круговые движения кистями рук)

А затем возьмем в ладошки, (соединяют ладони в виде лодочки)

Пальчиком загладим. (поочередно гладим ладони)

Воспитатель: Пора приступать к работе. Еще один важный момент в лепке дымковской игрушке то, что каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной тряпочкой.

Этапы лепки:

Прежде чем начать лепить лошадку, рассмотрим, из каких она частей состоит. Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, грива.

  1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.
  2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.
  3. Из комка поменьше пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.
  4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.
  5. Делим большой ком глины на 4-х одинаковых куска. Делаем четыре столбика, расширяющиеся кверху. В верхней части ног делаем косые срезы для лучшего скрепления с туловищем.
  6. Примазываем ноги к туловищу, тщательно сглаживая места соединения влажными пальцами рук или тряпочкой.
  7. Лепим уши. Скатываем 2 одинаковых маленьких шарика. Пальцами вытянуть один край шарика, получится маленький конус. Примазываем ушки к голове.
  8. Лепим хвостик. Раскатать два длинных валика не сильно толстых. С двух концов валики сделать тоньше. Затем эти два валика перекрутить друг с другом, соединить концы. Сделать колечко и примазать к туловищу.
  9. Лепим гриву. Гриву лепим также как хвостик, но валики скатываем длиннее и не сворачиваем в колечко. Прикладываем гриву между ушек и примазываем к голове и туловищу.
  10. Готовую лошадку разглаживаем смоченными в воде пальцами или тряпочкой.

Воспитатель: Наши лошадки готовы. Теперь их надо хорошо просушить, затем побелить и на следующем занятии мы будем наших лошадок расписывать. Спасибо за вашу работу.

Воспитатель: Подведем итоги нашей работы:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Чему учились?

- Как называется игрушка, которую мы с вами лепили?

- Почему игрушка называется дымковской?

- Из чего ее лепят?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год