Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»
Поделки из разных материалов
Автор: Бавыкина Наталья Николаевна   
17.12.2022 12:47

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»

(старшая группа)

ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района Санкт-Петербурга

Подготовила воспитатель: Бавыкина Наталья Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: знакомство дошкольников с гончарным мастерством

Задачи: познакомить детей с особенностями изготовления глиняных изделий на гончарном круге; обогащать сенсорный опыт детей через тактильные ощущения при контакте с природными материалами; освоить умения работы на гончарном круге; обогащать словарный запас детей; развивать умение полно и развернуто давать ответ; способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей; воспитывать трудолюбие, аккуратность; воспитывать чувство уважения к труду гончара; развивать познавательную активность детей; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать внимательность, творческие и коммуникативные способности ребёнка.

 

Скачать конспект

Материалы: глина для лепки; гончарный круг; стаканчики-непроливайки с водой; стеки; одноразовые тарелки; измерительные ложки; шприцы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас сегодня отправится в прошлое, для этого предлагаю подойти к мольберту. Давайте рассмотрим картины с нашими предками. Вспомним, как они готовили себе пищу, какую посуду использовали, и из каких материалов она была изготовлена.

Подойдите, пожалуйста, к столу, давайте рассмотрим материалы на столе: камни гладкие и шероховатые, брусок металла, деревянная дощечка.

Дети рассматривают материалы, трогают их руками, определяют шероховатые и гладкие поверхности.

Первая посуда была из камня, который обрабатывали другими камнями и получали первую посуду: миски, ножи, ложки. Эти предметы посуды не были красивыми, поверхность их была не гладкой, такие изделия из камня были очень тяжёлыми. Но в современном обществе тоже используют некоторые кафе и рестораны способ приготовления на камне. Пища достаточно не прожаривалась и получалась полусырой.

Потом люди решили использовать дерево для изготовления посуды. Оно быстро раскалывалось, жидкие продукты в них было хранить неудобно. К тому же деревянная посуда часто гнила из-за сырости, пришлось искать способ ее сохранить: человек стал использовать краску и лак. Вручную деревянные изделия расписывались искусными мастерами.

Давайте рассмотрим посуду, расписанную гжелью, хохломой, жостовской росписью. Эти изделия красивы, их приятно ставить на стол, их удобно использовать. Если раньше можно было в деревянной посуде хранить сыпучие материалы, теперь стало можно хранить и различные жидкости.

Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Гончар»

Рано встал Федот-гончар,

(руки вверх и в стороны)

К вечеру готов товар:

(руки перед собой ладонями вверх)

Вот горшок для Марьюшки,

(пальчики «здороваются»)

Вот кувшин для Дарьюшки,

Ваза для Маринки,

Кринка для Иринки.

Очень тонкая работа.

(руки в кулачок, большой палец вверх)

Все благодарят Федота.

(руки в замок)

Теперь продолжим занятие. Давайте рассмотрим брусок металла. Люди стали использовать более прочный материал для изготовления посуды. Человек стал добывать железную руду, научился ее перерабатывать и изготавливать железо, а из него и железную посуду. В ней легко готовить, но она быстро нагревается, можно обжечься. Современные металлические кастрюли стали изготавливать с ручками, которые не нагреваются. Это значительно облегчило процесс приготовления пищи.

На столах у вас стоят тарелочки легкие цветные. Прочные ли они?

Ответы детей.

Почему непрочные? А для чего их используют?

Тоже для пищи, но эти тарелки после использования выкидывают, потому что они одноразовые. Они изготавливаются из пластмассы, картона, полипропилена. Из пластмассы также изготавливают контейнеры, в них можно хранить продукты, но не длительно, иначе они испортятся.

Чтобы продукты были свежими и дольше сохраняли свои свойства их нужно хранить в стеклянной посуде. Поэтому детское питание, минеральная вода хранится в стеклянных бутылочках.

А давайте обратим внимание на картонную пачку с серо-голубым порошком на другом столе. Это глина, ребята, она имеет в составе комочки.

Действительно после каменной посуды люди обратили внимание на глину, ведь залежи этой породы находились прямо у них под носом. А добавив в неё воду, они открыли такое свойство глины как пластичность. Люди стали лепить из глины посуду, но использовали жгутиковый и ленточный способ. Глину разминали руками, формировали жгут и скручивали его, накладывая слой на слой.

Потом посуду высушивали на солнце. В ней можно было хранить сыпучие материалы, но нельзя было хранить жидкости.

Потом люди стали изготавливать посуду на гончарном круге. Это была тяжелая и очень грязная работа, а потом обжигали посуду в специальной печи. Посуда получалась жаропрочной, её стало можно ставить на огонь, в ней стали хранить жидкости. Конечно у такой посуды тоже был большой минус: она легко раскалывалась. Но пища в ней готовилась равномерно. Потом ее также стали расписывать вручную и добавлять специальные вещества для прочности посуды.

Физминутка «Привезли мы глину с дальнего бугра»

Привезли мы глину с дальнего бугра.

(едут на «лошадке», руки вперед,

сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)

Ну-ка за работу чудо мастера!

(руки на пояс, наклоны влево – вправо)

Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,

(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)

Высушу, узором я его украшу.

(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)

Кринки и кувшины, плошки и чашки

(показываем ладошкой правой вправо,

затем левой влево, с наклоном туловища)

В жаркой печке обретут яркие рубашки.

(показать руками «рубашки», руки на пояс)

Я предлагаю вам пройти за большой стол, потрогать сухую глину и приступить к работе с ней.

Дети рассаживаются за стол. Перед ними тарелки с порошком глины. Из стаканчика-непроливайки дети порциями (шприцом или мерной ложкой) добавляют воду в глину, постоянно помешивая стекой, потом разминаем пластичную массу пальцами и формируем шар. Внутри шара делаем углубление, ставим свою заготовку миски на гончарный круг, указательным пальцем левой руки придерживаем это углубление, пальчики правой руки окунаем в воду, слегка прикасаемся с стенкам нашей будущей миски и включаем гончарный круг, надавливая на педаль, формируем гладкие края. После получения гладкого образца, наводим порядок на своем рабочем месте. Через 24 часа после полного высыхания глины, мы будем приступать к ее росписи.

Итог: Посмотрите, какая посуда у нас получилась.

Как же называют человека, который делает из глины посуду?

Дети: Гончар.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть гончарами?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: В чем сложность работы на гончарном круге?

Дети: Нужно держать глину, нажимать на педаль (другие варианты ответов детей).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год