Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»
Поделки из разных материалов
Автор: Бавыкина Наталья Николаевна   
17.12.2022 12:47

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Маленькие гончары»

(старшая группа)

ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района Санкт-Петербурга

Подготовила воспитатель: Бавыкина Наталья Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: знакомство дошкольников с гончарным мастерством

Задачи: познакомить детей с особенностями изготовления глиняных изделий на гончарном круге; обогащать сенсорный опыт детей через тактильные ощущения при контакте с природными материалами; освоить умения работы на гончарном круге; обогащать словарный запас детей; развивать умение полно и развернуто давать ответ; способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей; воспитывать трудолюбие, аккуратность; воспитывать чувство уважения к труду гончара; развивать познавательную активность детей; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать внимательность, творческие и коммуникативные способности ребёнка.

 

Скачать конспект

Материалы: глина для лепки; гончарный круг; стаканчики-непроливайки с водой; стеки; одноразовые тарелки; измерительные ложки; шприцы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас сегодня отправится в прошлое, для этого предлагаю подойти к мольберту. Давайте рассмотрим картины с нашими предками. Вспомним, как они готовили себе пищу, какую посуду использовали, и из каких материалов она была изготовлена.

Подойдите, пожалуйста, к столу, давайте рассмотрим материалы на столе: камни гладкие и шероховатые, брусок металла, деревянная дощечка.

Дети рассматривают материалы, трогают их руками, определяют шероховатые и гладкие поверхности.

Первая посуда была из камня, который обрабатывали другими камнями и получали первую посуду: миски, ножи, ложки. Эти предметы посуды не были красивыми, поверхность их была не гладкой, такие изделия из камня были очень тяжёлыми. Но в современном обществе тоже используют некоторые кафе и рестораны способ приготовления на камне. Пища достаточно не прожаривалась и получалась полусырой.

Потом люди решили использовать дерево для изготовления посуды. Оно быстро раскалывалось, жидкие продукты в них было хранить неудобно. К тому же деревянная посуда часто гнила из-за сырости, пришлось искать способ ее сохранить: человек стал использовать краску и лак. Вручную деревянные изделия расписывались искусными мастерами.

Давайте рассмотрим посуду, расписанную гжелью, хохломой, жостовской росписью. Эти изделия красивы, их приятно ставить на стол, их удобно использовать. Если раньше можно было в деревянной посуде хранить сыпучие материалы, теперь стало можно хранить и различные жидкости.

Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Гончар»

Рано встал Федот-гончар,

(руки вверх и в стороны)

К вечеру готов товар:

(руки перед собой ладонями вверх)

Вот горшок для Марьюшки,

(пальчики «здороваются»)

Вот кувшин для Дарьюшки,

Ваза для Маринки,

Кринка для Иринки.

Очень тонкая работа.

(руки в кулачок, большой палец вверх)

Все благодарят Федота.

(руки в замок)

Теперь продолжим занятие. Давайте рассмотрим брусок металла. Люди стали использовать более прочный материал для изготовления посуды. Человек стал добывать железную руду, научился ее перерабатывать и изготавливать железо, а из него и железную посуду. В ней легко готовить, но она быстро нагревается, можно обжечься. Современные металлические кастрюли стали изготавливать с ручками, которые не нагреваются. Это значительно облегчило процесс приготовления пищи.

На столах у вас стоят тарелочки легкие цветные. Прочные ли они?

Ответы детей.

Почему непрочные? А для чего их используют?

Тоже для пищи, но эти тарелки после использования выкидывают, потому что они одноразовые. Они изготавливаются из пластмассы, картона, полипропилена. Из пластмассы также изготавливают контейнеры, в них можно хранить продукты, но не длительно, иначе они испортятся.

Чтобы продукты были свежими и дольше сохраняли свои свойства их нужно хранить в стеклянной посуде. Поэтому детское питание, минеральная вода хранится в стеклянных бутылочках.

А давайте обратим внимание на картонную пачку с серо-голубым порошком на другом столе. Это глина, ребята, она имеет в составе комочки.

Действительно после каменной посуды люди обратили внимание на глину, ведь залежи этой породы находились прямо у них под носом. А добавив в неё воду, они открыли такое свойство глины как пластичность. Люди стали лепить из глины посуду, но использовали жгутиковый и ленточный способ. Глину разминали руками, формировали жгут и скручивали его, накладывая слой на слой.

Потом посуду высушивали на солнце. В ней можно было хранить сыпучие материалы, но нельзя было хранить жидкости.

Потом люди стали изготавливать посуду на гончарном круге. Это была тяжелая и очень грязная работа, а потом обжигали посуду в специальной печи. Посуда получалась жаропрочной, её стало можно ставить на огонь, в ней стали хранить жидкости. Конечно у такой посуды тоже был большой минус: она легко раскалывалась. Но пища в ней готовилась равномерно. Потом ее также стали расписывать вручную и добавлять специальные вещества для прочности посуды.

Физминутка «Привезли мы глину с дальнего бугра»

Привезли мы глину с дальнего бугра.

(едут на «лошадке», руки вперед,

сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)

Ну-ка за работу чудо мастера!

(руки на пояс, наклоны влево – вправо)

Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,

(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)

Высушу, узором я его украшу.

(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)

Кринки и кувшины, плошки и чашки

(показываем ладошкой правой вправо,

затем левой влево, с наклоном туловища)

В жаркой печке обретут яркие рубашки.

(показать руками «рубашки», руки на пояс)

Я предлагаю вам пройти за большой стол, потрогать сухую глину и приступить к работе с ней.

Дети рассаживаются за стол. Перед ними тарелки с порошком глины. Из стаканчика-непроливайки дети порциями (шприцом или мерной ложкой) добавляют воду в глину, постоянно помешивая стекой, потом разминаем пластичную массу пальцами и формируем шар. Внутри шара делаем углубление, ставим свою заготовку миски на гончарный круг, указательным пальцем левой руки придерживаем это углубление, пальчики правой руки окунаем в воду, слегка прикасаемся с стенкам нашей будущей миски и включаем гончарный круг, надавливая на педаль, формируем гладкие края. После получения гладкого образца, наводим порядок на своем рабочем месте. Через 24 часа после полного высыхания глины, мы будем приступать к ее росписи.

Итог: Посмотрите, какая посуда у нас получилась.

Как же называют человека, который делает из глины посуду?

Дети: Гончар.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть гончарами?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: В чем сложность работы на гончарном круге?

Дети: Нужно держать глину, нажимать на педаль (другие варианты ответов детей).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год