Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».
Поделки из разных материалов
Автор: Окунева Галина Александровна   
09.06.2023 17:02

Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».Из опыта работы «Практика использования природного и бросового материалов в творческой деятельности с дошкольниками».

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 24 Окунева Г.А.

Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться своим опытом использования природного и бросового материалов в работе с дошкольниками.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

 

скачать конспект

Природный и бросовый материал — это самый доступный и интересный материал для детского творчества, работа с ним – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для достижения целевых ориентиров.

Создавая работы из природного и бросового материала у дошколят развивается воображение, самостоятельность, аккуратность, креативность. Использование бытового мусора приучает детей к бережливости, они никогда не сломают игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем научаться уважать и труд других людей. Они становятся не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что воспитанники проявляют интерес к продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом, но не всегда видят образ в природном объекте, не способны самостоятельно реализовать свой творческий замысел.

Таким образом, возникла необходимость углубленно заняться продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно – творческие способности.

Поставила перед собой цель: развитие творческого потенциала дошкольников, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.

Определила задачи:

  • систематизировать представления дошкольников о художественно-продуктивной деятельности с использованием природного и бросового материала
  • расширять представления воспитанников о способах применения и свойствах природного и бросового материала
  • сформировать положительное отношение к ручному труду как к самостоятельной творческой деятельности
  • выявить потребности воспитанников в сотрудничестве и сотворчестве в ходе самостоятельной и совместной художественно-продуктивной деятельности с природным и бросовым материалом.
  • развивать творческое воображение, мелкую моторику воспитанников в ходе занятий художественно-продуктивной деятельностью с использованием природного и бросового материала.

В своей работе использую различный природный и бросовый материал: это еловые и сосновые шишки, различных форм и размеров, листья разных деревьев; скорлупу грецких орехов; желуди и каштаны, пластиковые баночки и бутылочки, коробки спичечные, контейнеры киндер-сюрпризы и все что уже не нужно, но может заиграть новой жизнью.

Планирую и организую обучающие занятия один раз в неделю через «Творческую мастерскую». Изготовлением поделок стараюсь заниматься не только через образовательную деятельность в «Творческой мастерской», но и в режимных моментах, если ребятам очень хочется завершить начатую поделку или изготовить что-то новое.

Кроме того, использую природный материал в других видах деятельности, например, в познавательной — эскпериментировании или математическом развитии для клаcсификации предметов и счета.

Начиная работать в этом направлении, задалась вопросом, как же заинтересовать, привлечь ребят. Невольно вспомнилось стихотворение неизвестного автора.

Мама в полном изумленье

И не хочет ведь понять.

Покупает дорогие

Мне игрушки, чтоб играть.

Очень яркие, цветные

Словно радуга – дуга.

День я с ними поиграю,

Ну, от силы может два. А потом…

В дом тащу большие палки,

Кусочки красных кирпичей.

В карманах всякие железки

И камень тоже был ничей.

Мама каждый раз ругает,

Что всякий мусор в дом несу.

Меня всё это – обижает,

Она меня — не понимает!

Прочитав с детьми это стихотворение и проанализировав, многие воспитанники увидели себя. Поэтому пришли к выводу- чтобы мама не ругала, нужно ненужные вещи превращать в игрушки.

Работу по изготовлению поделок начинали с готовых образцов и более легких конструкций: бабочка, ежик, оленьи другие. Этим старалась вызвать интерес к данному материалу у детей и вселить уверенность в их силах и способностях. Поначалу дети затруднялись в выборе нужного материала, иногда неудачно комбинировали техники или материалы, образы получались недостаточно выразительными.

Со временем ребята стали сами придумывать образы будущей поделки или с помощью родителей находили интересные фото в интернете. Затем, мы совместно анализировали возможные способы изготовления: какой материал понадобиться, как будем скреплять или каким клеем лучше воспользоваться. Анализируя работу с детьми, заметила, что некоторые воспитанники научились изготавливать поделки по фото или по собственному замыслубез предварительного анализа и рекомендаций.

Через такие творческие занятия многие ребята ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. Дошкольники приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе продуктивной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. Ребята могли сами организовать и провести детский мастер-класс, устраивали конкурс в группе на лучшую поделку, описывали свои поделки на занятии по развитию речи, оформляли выставки.

На протяжении всего учебного года старалась активно взаимодействовать с родителями, подключать их к совместному творчеству с детьми. В ходе работы, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие родители не понимали, какое важное значение имеет развитие воображения, художественно – творческих способностей детей именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

В ходе консультации «Развитие творческих способностей детей при работе с природным и бросовым материалом» ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в продуктивной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. Привлекала родителей к участию в природоохранной акции «Поможем птицам зимой», где родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ «Осень в гости к нам пришла», «Зимушка-зима».

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. В ходе проведенной работы дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, стали с интересом заниматься с природным и бросовым материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки сверстников, проводя анализ работ, дают советы друг другу. Отсюда можно сделать вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

  • Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения художественно-продуктивной деятельности, общения и взаимодействия с дошкольниками.
  • Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыражаться.
  • Взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребёнка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год