Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психология
Автор: Елена Вербнякова   
24.09.2014 23:26

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиВ соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу.  Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельных звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей.
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Необходимость психологической помощи детям, имеющим общее недоразвитие речи, с нарушениями в познавательной и социально-коммуникативной сферах, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.
Работу по профилактике и коррекции нарушений в социально-коммуникативной и познавательной сферах в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:
I. Диагностический.
Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:

Метод наблюдения
Социометрия
Методика “Моя семья”
Методика “Несуществующее животное”
Экспресс-диагностика

П. Коррекционный.
Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодоление барьеров в общении.
III. Итоговый.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
В первом блоке в результате психологической диагностики выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной и познавательной сферах.
В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Готовимся к школе вместе” (за основу бралась тренинговая программа “Готовимся к школе вместе” И.В.Спиридоновой), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.
Целью тренинговых занятий для детей старшей логопедической группы является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе;
Цикл включает в себя 16 занятий, имеющих определённую структуру:
1. Приветствие
Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот.
2. Основная часть
Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и пр. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости».
3. Итог занятия
Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
4. Ритуал прощания
Это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и с психологом.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 30 минут. Оптимальное количество участников – 6 – 10.
Тренинговые занятия состоят из двух циклов:
1. «Учимся быть вместе» (для детей старшей логопедической группы);
2. «Готовимся к школе вместе» (для детей подготовительной логопедической группы).
Коррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома.
Во время занятий дети сидят на стульчиках или на ковре, образуя круг, а также свободно передвигаются по комнате, исходя из целей игр и упражнений.
Активность воспитанников должна быть не только двигательной, но и словесной, даже если речевое оформление высказывания ребёнка далеко от совершенства
В процессе работы вводятся следующие правила поведения на занятии:
– говорить по очереди;
– и всем слушать того, кто говорит;
– соблюдать правила игр и упражнений, предлагаемых на занятии;
– соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре;
– учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я?», «Дайте мне!».

На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приёмы:

Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы.
Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия).
Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Беседы.
Рассказы взрослых и детей, сочинение историй.
Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением.
Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий.
Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера.
Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).

В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционной работы:

· наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;

· существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;

· дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;

· наметилось также улучшение в понимании себя и других людей, дети стали выстраивать позитивные отношения друг с другом;

· есть положительная динамика в развитии воображения, памяти, мыслительных операциях и речи;

· дети стали лучше думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,

2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.

3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004.

4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.

5. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.

8. Романов А.А.Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.

9. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год