Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Психология
Автор: Селищева Татьяна Викторовна   
30.05.2017 21:06

Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Иркутская область, г. Усть-Илимск педагог-психолог Селищева Татьяна Викторовна

Дошкольный возраст — это период активного познания смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира.

Рассматривая дошкольный период развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень социально-личностного развития.

В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в детском саду №25 «Зайчик» на первое место выдвигается становление личности ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развитие индивидуальности. Поэтому огромное значение придается качественной психологической диагностике структуры личности и её составляющих познавательной, эмоциональной и поведенческой, которые свидетельствуют о незрелости социально-личностного компонента у детей с ЗПР и требуют своевременной коррекции эмоционально-поведенческой сферы и межличностного общения, без которых невозможно полноценное личностное развитие ребенка с ЗПР.

 

Опираясь на результаты практических наблюдений за эмоционально-поведенческими проявлениями детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности с помощью опросника А.Романова «Ребенок глазами взрослого» можно наблюдать часто выраженные ситуационно-личностные реакции, которые отмечаются у 59% детей и обусловлены рядом актуальных проблем:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» свое состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР не продуктивный коммуникативный опыт в общении с взрослыми и сверстниками, который препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок с ЗПР готов о нем сказать, но часто ему не хватает для этого активного словарного запаса и элементарного умения последовательно формулировать и излагать свои мысли или поведение;

г) наконец, у большинства детей с ЗПР, прослеживается несформированная изобразительная деятельность.

Все вышеуказанные проблемы ограничивают возможности зрелого личностного развития, искажают процесс социальной адаптации детей с ЗПР в детском коллективе. Поиск путей в оказании психологической помощи детям с ЗПР старшего дошкольного возраста привели к изучению инновационного игрового психологического инструментария позволяющего, реализовывать комплексный функционально-уровневый подход в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учетом доминирующих игровых интересов и мотивов детей данной категории.

Практический опыт работы в коррекционно-развивающем направлении с детьми с отклоняющим развитием позволил адаптировать в своей психологической работе с детьми с ЗПР многофункциональные настольные психологические игры.

В процессе применения настольных игр особое внимание уделяется развитию эмоционального и социального интеллекта детей с ЗПР.

В психологической практике с детьми с ЗПР начиная с 5 лет применяются метафорические карты «Роботы» кандидата педагогических наук, педагога-психолога, практикующего консультанта и арт-терапевта Т.О Ушаковой. С целью актуализации и рефлексии внутренних переживаний, разрешение внутриличностных конфликтов, осознание и принятия образа «Я», расширение представлений о близких и об отношениях с ними

Данные карты являются доступной для детей с ЗПР проективной диагностической методикой. Ребенок с ЗПР с помощью набора карт, каждый из которых включает в себя изображения головы, туловища и ног создает образ, который является проекцией психологических особенностей самого ребенка. Это может быть «робот, у которого ни чего получается», либо «робот, которому трудно общаться с окружающими, либо у которого грустное настроение», либо «робот, переживающий радость» и т.п. Особенно метафорические карты помогают ребенку, которому трудно рассказывать о себе, а описание эмоций, состояния, переживаний или фантазий робота позволит ему выразить себя, а педагогу-психологу заглянуть и понять его внутренний мир, также облегчает работу по созданию робота, то что дети с ЗПР используют разные изобразительные средства (карандаши, краски, цветной песок, пластилин и т.д) для раскрашивания робота, либо добавляют к изображению какие-то детали и штрихи, тем самым расширяют возможность к отреагированию своих негативных состояний страхов, обид, злости, что, безусловно, несет за собой психокоррекционный и одновременно терапевтический эффект.

Психологическая работа с детьми с ЗПР с использованием метафорических карт «Роботы» строиться преимущественно индивидуально, и планируется исходя из анализа созданного ребенком образа робота.

Многообразие возникающих трудностей в социально-личностном развитии детей с ЗПР привели к расширению и дополнению психологического инструментария, который эффективно используется в индивидуальной и подгрупповой работе

  • игры для эмоционального развития «Семейка Гномс»;
  • игровой комплект Г.Мониной, Е.Лютовой-Робертс «Злой, веселый, грустный», психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности и управляю своим поведением»;
  • социальная игра Гюнтера Хорна «Лепешка».

Представленные игры способствуют развитию у детей с ЗПР умению выражать свои чувства словами, мимикой и понимать эмоциональное состояние других людей, формируют навыки конструктивного общения, учат расширять и управлять своим поведением и эмоциями, вырабатывают привычку брать на себя ответственность в принятии решений, а также развивают творческое мышление, инициативность и самостоятельность. Очень важно подчеркнуть, предлагаемые социально-эмоциональные игры расширяют активный и эмоциональный словарь, помогают снять накопившиеся напряжения, но ещё и позволяют увидеть, изменить отношение игроков к себе и к миру, что немало важно для развития личности ребенка с ЗПР.

Благодаря красочному наглядно-иллюстративному раздаточному материалу взрослый и дети с ЗПР в процессе игрового взаимодействия создают реальные события, наполненные личностным позитивным или негативным опытом ребенка. Игровые наглядные приемы и содержательная беседа взрослого по проблеме помогают детям с ЗПР понимать, когда и почему у них возникает радость, грусть, обида, страх и тогда им легче осознавать свое внутреннее состояние, регулировать его, преодолевать барьеры в общении выстраивать свое поведение социально приемлемым способом, различать свои собственные эмоциональные реакции и состояния окружающих, применять вербальные и невербальные средства общения в решении проблемы возникающие во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Необходимо отметить достоинство метафорических карт «Роботы», социальной игры «Лепешка» и психологические плакаты «Как я справляюсь с гневом, тревогой, конфликтами», «Как я преодолеваю свои трудности» в консультационной работе с родителями детей с ЗПР. Независимо от того, какие цели преследуют родители в игре им дается возможность побывать в созданной порой сложной игровой ситуации, задействовать все свои творческие ресурсы для выхода из этой ситуации, открыть новые представления о своем ребенке, осознать особенности сложившихся детско-родительских взаимоотношений, причины конфликтных отношений в семье связанные с воспитанием и развитием ребенка и анализировать причины поведения самого родителя и ребенка в разных социальных ситуациях справиться с ними и перенести полученные навыки в жизнь.

Важным результативным показателем применения психологических настольных игр в практической работе педагога-психолога в социально-эмоциональном развитии детей с ЗПР является повышение культуры межличностного взаимодействия, расширение самопознания, гармонизация детско-родительских отношений и психологической зрелости детей с ЗПР, что способствует успешной социальной адаптации личности ребенка с ЗПР в обществе.

Литература

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 — № 5. – С. 101—114.
  2. Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 9. – С. 59-63
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
  4. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. — № 2. – С. 55-69.
  5. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год