Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
Психология
Автор: Елтышева Наталья Валерьевна   
29.10.2017 22:41

«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Автор: Елтышева Наталья Валерьевна, педагог-психолог ЧДОУ №196 «ОАО РЖД», г.Красноярск.

В последнее время значительно увеличивается распространенность расстройств аутистического спектра (РАС), особенно среди детской популяции населения. Дети с РАС нуждаются в специально-организованной помощи различных специалистов, но так же в такой же помощи нуждаются и родители этих детей, которые, столкнувшись в проблемой аутизма – остаются с ней «один на один» и, зачастую, не имеют представления, куда обратиться за разрешением имеющихся проблем.

Воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в формировании и развитии коммуникации ребенка. В семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируется активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы. Поэтому изучение детско родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.

 

Мною было проведено исследование по определлнию влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, в котором приняли участие 18 детей в возрасте 6-7 лет с клиническим диагнозом детский аутизм без умственной отсталости и их родители. При проведении исследования были использованы такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование родителей, проективные методики для исследования коммуникации у детей: «Нарисуй человека», «HAND – тест» или тест руки, детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга; опросники стиля родительского воспитания АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), и родительских установок PARI (Е. С. Шафера, Р.К. Белла, в адаптации Т.В. Нещерет) для родителей.

В ходе исследования мною были получены следующие результаты: 33 % обследованных родителей детей старшего дошкольного возраста с РАС не допускают нарушения воспитания, а для 66% — характерно нарушние воспитания или тенденция к нарушению воспитательного процесса. Основные нарушения воспитания, допускаемые родителями – это гиперпротекция, то есть повышенный контроль за жизнью ребенка и недостаточность требований-запретов по отношению к ребенку. Причинами возникновения данных нарушений воспитания выявляются такие психологические проблемы родителя, как воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола.

Ведущим типом нарушением воспитания в семьях, воспитывающих детей с РАС определяется как «доминирующая гиперпротекция», так и «потворствующая гиперпротекция», то есть чрезмерная сосредоточенность родителей на ребенке, стремление защитить и оградить его, даже если отсутствует реальная опасность, постоянно удерживать возле себя, «привязывать» ребенка к своим чувствам и настроению, обязывать его поступать таким способом, который является самым безопасным для родителей.

Сдвиг родительских установок в большей степени касается чрезмерного эмоционального контакта с ребенком, то есть родители стремятся к усиленному побуждению словесных проявлений и вербализации ребенка, чрезмерному развитию его активности, к уравнительным отношениям между родителем и ребенком. А если это все сочетается и с зависимостью и несостоятельностью матери, то нарушение воспитания имеет большую выраженность.

Особенности развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с РАС при гармоничном типе воспитательного процесса, характеризуются: достаточным уровнем сформированности как вербальной, так и невербальной коммуникации; более высоким уровнем сформированности базовых коммуникативных функций; несколько лучшей способностью к про социальному поведению; способностью к диалоговым навыкам, в том числе к социальному диалогу.

При гармоничном типе воспитания для коммуникации детей младшего школьного возраста с РАС характерно: менее выраженное ощущение беспокойства, тревоги при контактах с окружением; чаще «положительный» опыт коммуникации; возникновение потребности в общении. Так же при гармоничном типе воспитания для детей младшего школьного возраста с РАС характерны благополучная личностная и социальная адаптация.

Таким образом, родители, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра нуждаются в специально организованной коррекционной помощи, направленной на развитие родительских компетенций для оптимизации и гармонизации процесса воспитания, что будет способствовать улучшению коммуникативного развития ребенка с РАС.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год