Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
Психология
Автор: Пак Ксения Владимировна   
23.07.2018 11:50

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пак Ксения Владимировна

Организация: МБДОУ № 26 г.Южно-Сахалинска

Населенный пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск

На сегодняшний день актуальность проблемы развития эмоциональной сферы дошкольноков выходит на первый план. Сегодня жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

 

Почти все основные свойства и личностные качества человека закладываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появится раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста. С психологической точки зрения становление базовых свойств личности в дошкольном возрасте необычайно важно, так как приобретение ребенком навыков в этом возрасте способствует развитию самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.

Советские психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие, показали, что так называемые высшие психические функции осуществляются с помощью усваиваемых ребенком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется под влиянием обучения и воспитания. «Потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия».

Исторический анализ также убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Метод арт-терапии, на мой взгляд, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе, как средство гармонизации и развития психики человека. Арт-терапия основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. При использовании метода арт-терапии, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и стать успешным, испытать связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Важно отметить, что применяя метод арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы дошкольников, можно уверенно ориентироваться на следущие результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образа Я, осознание внутренних ресурсов.
  • снижение эмоциональной тревожности.
  • повышение самооценки.
  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым.
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий
  • формирование коммуникативной компетентности ребёнка – развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи и лексико-грамматических категорий
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Так же, применение метода арт-терапии отвечает основным целям и задачам деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • формированию психологического здоровья детей
  • психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста
  • психологической поддержке и сопровождению детей дошкольного возраста
  • исправлению отклонений в личностно-эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала ребенка
  • привлечению детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

Таким образом, примениние метода арт-терапии в нынешних условиях реализации ФГОС в ДОУ является актуальной, эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников

Список литературы.

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
  2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. М. Бетенски; Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1995.
  7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. -М.: ”Когито-Центр”, 2014.
  8. Лебедева Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий.
  9. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып. XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год