Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
Психология
Автор: Гулевич Екатерина Николаевна   
19.09.2018 06:34

Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»

Составитель: воспитатель Гулевич Е.Н.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.

Тревожные дети – это, как правило, дети с неустойчивой самооценкой, неуверенные в себе. Такие дети постоянно испытывают чувство страха, что в свою очередь приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Отличаются примерным поведением дома и в детском саду. Стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

 

У тревожного ребенка со временем могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Симптомы тревожности у ребенка.

  • Быстро утомляется от любого вида деятельности, устает от всего нового.
  • Если ребенок болел несколько недель и не посещал детский сад, то потом он не хочет туда идти.
  • Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
  • Любое поручение вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки обычно холодные и влажные.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое у него вызывает страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Причины.

В дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
  • предъявление ребёнку противоречивых требований;
  • аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Также к причинам развития тревожности у детей относят:

  • отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
  • отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
  • неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик:

  • экспрессивных — «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,
  • интерпретационных — «Тест тревожности» и др.

У детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Работу с тревожными детьми надо проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки.
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.

  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример.
  • Избегайте соревновательных моментов в играх.
  • Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней

Правила работы с тревожными детьми для педагогов.

  • Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
  • Не сравнивать ребёнка с окружающими;
  • Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
  • Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
  • Чаще обращаться к ребёнку по имени;
  • Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером;
  • Не предъявлять к малышу завышенных требований;
  • Быть последовательным в воспитании;
  • Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях;
  • Не унижать ребёнка.

Литература

  1. Диагностика страха, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей [Электронный ресурс]: Психологическая детская диагностика, тесты. — Электрон. дан. -2015. — Режим доступа: http: //sites. google. com
  2. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. П. Костина. — СПб, 2009. — 198 с.
  3. Мониторинг уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Статья из опыта работы / Электрон. версия А. Афанасьева. — Электрон. дан. -2014. — Режим доступа: http: //www. maam. ru/detskijsad/monitoring-urovnja-trevozhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta. html
  4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М: Воронеж, 2008. — 304 c.
  5. Савина, Е. «Тревожные дети» [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. — 1996. — №4. — С. 11-14.
  6. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности. Гендерные аспекты тревожного поведения. Сущность методики выявления тревоги у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Особенности эмоционального опыта ребенка [Электронный ресурс]: Психология. Изучение тревожности у дошкольников. — Электрон. дан. -2016. — Режим доступа: http: //knowledge. allbest. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год