Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
Психология
Автор: Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна   
30.03.2019 10:33

Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизниОсобенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни

  • Тарасова Елена Алексеевна
  • Рогачевская Елена Сергеевна
  • Никулина Инна Александровна

Воспитатели МБДОУ ДО№7 Киселевский городской округ, Кемеровская область

Детство — это время множества вопросов, возможностей и последствий.
Альфред Адлер

Современная система образования строится как непрерывная, что должно усилить ее как фактор развития личности независимо от возраста человека: взрослого или ребенка. Наиболее яркий след образование оставляет в жизни ребенка, т.к. в этот период происходят существенные изменения под влиянием общественного обучения и воспитания.

 

Поэтому требуется целенаправленная работа педагога (учителя, воспитателя) по ведению ребенка на пути личностного его роста – от одной ступени образования к другой. В связи с этим, современная технология психолого-педагогического сопровождения (Е. А. Александрова, Л.В. Байбородова, И.А. Липский, Е.В. Коротаева, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.) является актуальной и востребованной.

Мнения исследователей психолого-педагогического сопровождения сходятся в том, что его реализация возможна при позитивном отношении к субъекту сопровождения, его высокой активности, а также его субъектной готовности к освоению социального опыта, раскрытию личностного потенциала, стремлении к личностному росту, самосовершенствованию.

Старшие дошкольники:

  • находятся на пороге изменения социальной ситуации развития и социальной роли;
  • поведение детей пластично под влиянием взрослых;
  • социальный статус ребенка в этот период отличается амбивалентностью;
  • психологические новообразования, приобретенные ребенком на этапе дошкольного детства, кристаллизуются и закрепляются.

Дети младшего школьного возраста начинают интенсивно осваивать учебные предметы, официальные отношения со взрослыми, способы учебной работы, что стабилизирует их позицию в обществе. Исходя из этого, можно наметить линию преемственности через стратегическую задачу психолого-педагогического сопровождения в период детства: обеспечение оптимального индивидуального развития ребенка с учетом динамики культуры. Особо следует подчеркнуть общность этой задачи для всех педагогов, работающих с ребенком в детском саду и начальной школе.

Конкретизация этой задачи для смежных ступеней такова: дошкольное образование начальное образование введение ребенка в мир человеческой культуры, содействие в овладении развивающимися духовными механизмами обеспечение освоения основ предметной картины мира, формирование у ребенка познавательной мотивации и основ умения учиться.

Решение этих задач будет эффективным, когда детский сад и школа ориентированы на личность и индивидуальность ребенка, применяют соответствующие методы и формы взаимодействия с ним. При этом особая роль отводится педагогу. Ведь именно он задает большинство параметров образовательной среды через создание и реализацию концепций обучения и воспитания, норм оценивания поведения, стиля общения и многое другое. По поводу стиля общения следует остановиться подробнее.

В исследованиях Н.М. Плескачевой и Я.Л. Коломинского установлено, что уже в старшем дошкольном возрасте дети проявляют избирательное отношение к воспитателя. Одних они безоговорочно принимают, проявляют в их адрес интерес и доброжелательность, стремятся к общению с ним. К другим проявляют кардинально противоположное отношение.

Первоклассники к учителям испытывают трепетное чувство, заранее уважают их, принимают их как авторитетных взрослых. При этом сохраняется феномен избирательности восприятия педагогов. Это можно объяснить динамикой формирования социального познания: развитие представлений о другом человеке идет по пути все более тонкого анализа его социально-психологических характеристик.

Следовательно, чем старше ребенок, тем более дифференцированно его восприятие учителя, воспитателя; ребенок подмечает все более тонкие грани личности взрослого, рефлексирует по поводу взаимоотношений с ним. Поэтому педагогу, сопровождающему развитие ребенка, особенно в переходные периоды, когда обостряется социальное познание, важно выбирать такие пути взаимодействия с подопечным, которые укрепят авторитет педагога, взрослого вообще.

Другая сторона вопроса состоит в совместимости стилей педагогического взаимодействия на ступени дошкольного и начального образования. Очевидно, что договориться по этому вопросу попросту невозможно. Учитель в начальной школе, воспитатель в детском саду – это значимый для ребенка взрослый, который положительно влияет на его поведение. Так возрастает активность и продуктивность ребенка уже потому, что рядом есть «точка опоры», взрослый, на которого важно произвести хорошее впечатление и который воспринимает ребенка положительно. При позитивном взаимодействии моментом соприкосновения взрослого и ребенка выступает социально значимый результат, который возникает через их «событие».

Событие – это то, что произошло однажды и не повторится с фотографической точностью. Психологические переживания, связанные с осмыслением произошедших событий уникальны в своем роде, они способны дать толчок к развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов.

Значение события для ребенка состоит в том, что в нем содержатся возможности для стимулирования его саморазвития. Жизнь детей наполнена событиями; многие, на первый взгляд, незначительные для взрослых факты, глубоко переживаются детьми. События часто изменяют взгляд ребенка на окружающий мир, вместе с тем, погружаясь в них, ребенок изменяется сам. События позволяют актуализировать внутреннее состояние ребенка, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие познавательных процессов и, что особенно важно, эмоционально-волевой сферы детей.

Современное российское образование с точки зрения его миссии понимается как процесс целенаправленного развития, результатом которого является становление человеческого в человеке. Обретение ребенком культурно значимых качеств и способностей требует компетентного участия в этом процессе педагога.

Особые затруднения в плане управления процессом развития возникают при вхождении школьника в период возрастного кризиса. Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что кризис содержит в себе как конструктивный, так и деструктивный потенциал, поэтому его протекание нуждается в особом педагогическом контроле. При этом К. Н. Поливанова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. обращают внимание на то, что возрастной кризис требует культурной организации перехода ребенка на новую стадию развития, симптоматика лишь позволяет определить момент интервенции. Д. Б. Эльконин, указывая на ведущую роль взрослого в развитии ребенка, замечает: «Мы – общественные взрослые, строим их (новообразования) сами, вводя ребенка в ту или иную ведущую деятельность».

Однако формы и содержание вмешательства не задаются волюнтаристически. Они должны соответствовать природе возраста, внутренней логике психического развития.

На период школьного обучения условно выпадает три кризиса возрастного развития. Это кризис 6-7 лет, кризис подросткового и юношеского возраста.

«Кризис семи лет» — название возрастного периода, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст. Формально кризис семи лет может проходить как в условиях дошкольных форм организации жизнедеятельности ребенка (детский сад, домашнее воспитание), так и в условиях школьного обучения. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не связан жестко с объективным изменением ситуации.

Как указывает Л. И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Здесь, отмечает она, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией; и если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период. Это проявляется в склонности к капризам, аффективным реакциям, конфликтам. Причем эти трудности были, по ее наблюдениям, достаточно ясно выражены, когда обучение в школе начиналось с 8 лет, и значительно уменьшились, почти свелись на нет, после того, как дети начали ходить в школу на год раньше.

Таким образом, проявление негативной симптоматики, согласно мнению Л.И. Божович, обусловлено депривацией потребности, которая порождается возникающим в этот период психическим новообразованием. То есть ребенок своим поведением требует ситуации, соответствующей более взрослому положению его в жизни, и такие условия в рамках нашей культуры создаются при поступлении ребенка в школу.

Следует также отметить, что в последние годы существенно изменилась система образования, что привело к размыванию границ возрастных групп. На это указывает К.Н. Поливанова. Она отмечает, что «при единообразно организованной образовательной системе (как это было в нашей стране до середины 80-х) различия между, например, дошкольником и младшим школьником существовало объективно, определялось возрастом детей, спецификой их занятий, отношением к ним взрослых, было зафиксировано даже во внешних признаках (школьной форме).

Сегодня эти различия стираются: вариативность форм дошкольного и школьного образования привела к тому, что граница между дошкольным детством и школой исчезает, усложняется и возрастная идентификация – ребенку, посещающему, например, прогимназию, на вопрос, кто он – школьник или дошкольник, ответить трудно». Естественно, что эти процессы будут по-своему влиять на протекание кризиса, его педагогические последствия, переживания детей.

Включение ребенка в процесс обучения с более раннего возраста (с шести, а иногда и с пяти лет) внесло свои трудности в работу педагога. Эти проблемы достаточно хорошо описаны Д.Б. Элькониным, В.С. Мухиной и др. Так, например, учителю на уроке часто приходится сталкиваться с проявлениями детской непосредственности, преодоление которых приходится как раз на момент переживания ребенком кризиса 7 лет. Это выступает фактором, тормозящим учебную деятельность. «Например, первокласснику предлагается нарисовать пять елочек, а не больше. И вот, стараясь все сделать как можно лучше, малыш выводит и раскрашивает десять елочек вместо пяти. И невдомек ему, что учитель просил нарисовать именно две большие и три маленькие елочки, для того чтобы показать, что число пять состоит из трех и двух».

Учитель оказывается вынужденным в такой ситуации, используя ресурсы психологического развития дошкольника, создавать на уроках условия для вызревания важного в дальнейшем развитии ребенка новообразования – внутренней позиции школьника, так как именно такая позиция обеспечивает правильное отношение к учебе и требованиям школьной жизни, что, в конечном счете, предупреждает формирование ущербных новообразований в период младшего школьного возраста. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.

Формирование внутренней жизни ребенка 7 лет приводит к утрате детской непосредственности. Внешнее поведение уже не является абсолютным отображением внутреннего состояния. Ребенок учится скрывать свои истинные чувства, переживания, но так как это «пробы», то получается неестественно, наигранно, порой нелепо.

В своей работе «Кризис семи лет» Л. С. Выготский описывает следующее: «Почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис, приходится сталкиваться с характерными поведенческими проявлениями. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута».

В виду того, что сила кризисных проявлений направлена против сложившейся системы семейного воспитания, то обнаруживается, как правило, именно в домашней ситуации. Это может быть:

  • возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией ( «как будто не слышит», «надо сто раз повторять»);
  • появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнять родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
  • хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме «показывает мокрые руки вместо вымытых» и др.

Поэтому часто в обозначении данного кризиса фигурирует обозначение его как предшкольного. Проявление данной симптоматики должно выступать сигналом, определяющим готовность ребенка к переходу на новую ступень развития, условия для которого складываются в процессе школьного обучения.

Таким образом, учителю в работе с детьми на начальном этапе обучения приходится сталкиваться не с проявлениями кризиса как такового, а проблемой неготовности ребенка к школе. Сохранение психологических особенностей дошкольного возраста у младшего школьника серьезно тормозит его продвижение в учебной деятельности, создавая напряженные ситуации при встрече с трудностями школьной жизни. Преодолев, пережив кризис в рамках дошкольной ситуации, он приобретает те силы, ту волю, которые необходимы ребенку при встрече с этими затруднениями. К концу младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения у ребенка начинает выявляться негативное отношение к школе в целом и, к обязанности ее посещения в частности, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год