Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
Психология
Автор: Юшкова Ольга Игоревна   
06.02.2020 08:39

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Педагог-психолог Юшкова О.И.,

Воспитатель Доможакова Т.И.

г.Абакан, республика Хакасия

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.C. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Наша работа в детском саду в рамках психолог-педагогического сопровождения детей раннего возраста строится в 2х направлениях:

  1. психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ (дети «группы риска» из ГКП «Утята», гр «Гномики» и «Муравьишки» (2-3года)).
  2. психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ

Цель сопровождения: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния ребенка с помощью мультисенсорной среды, организованное воздействие на формирование сенсорных способностей у малышей с целью всестороннего развития ребенка.

 

Задачи:

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Снятие тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
  2. Создание положительного эмоционального состояния.
  3. Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
  4. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, речи, оригинальности мышления.
  5. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Для реализации цели и задач составлена программа сопровождения детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС «Волшебный мир». Программа составлена с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ:

  • Модульной программы комплексного развития детей раннего возраста «Кроха» ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Составители: Корюкова Л.В., Дурыгина Н.В, Колмакова Н.В., Дворникова С.Ю.
  • Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа "Дитятко". 1-2 года. Ларечина Е. В.
  • Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. А.И. Титарь

Работа проводится в сенсорной комнате.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.

Система работы предполагает:

I этап. Диагностический. Ранняя диагностика умственного развития ребенка (2-3года) Е.А. Стребелева.

II этап. Развивающий (проводят педагог-психолог и воспитатель).

  • совместную деятельность с детьми
  • индивидуальную работу с детьми
  • самостоятельную деятельность самих детей.

III этап. Диагностический. Когитоша (Комплект психодиагностических методик. Белопольская Н.Л)

Сроки реализации рабочей Программы «Волшебный мир» — 1 год.

Программа детей раннего возраста «Волшебный мир» состоит из 32 игровых сеансов. Программа рассчитана на 1 и.с в неделю, 4 и.с в месяц. Игровые сеансы 10-12 мин. Охватывает детей группы кратковременного пребывания, гр «Муравьишки», «Гномики» (гр. разделены на 4 подгруппы по 6ч).

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды);
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания (релаксационная зона).

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.

Планируемые результаты

  • психофизически здоровый ребенок, успешно прошедший адаптацию к условиям детского сада
  • усвоение сенсорных эталонов, что обеспечит освоение навыков учебной деятельности.
  • снятие эмоциональной напряженности
  • усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств
  • развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию.

Психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Цели:

  • Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  • Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
  • Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия детей и взрослых).
  • Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами).
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).

Система работы строится на основе запроса родителей, диагностики и потребностей ребенка.

I. Этап. Запрос родителей, заключение договора, согласия на обработку персональных данных, на проведение обследования и развивающей работы с ребенком.

II. Первичная консультация у педагога-психолога, изучение запроса родителей, медицинских данных, обследование ребенка специалистами ДОУ.

III. Составление Индивидуального маршрута ребенка (определяется специалист, цели, задачи, содержание работы, количество занятий) и его реализация.

IV. Рекомендации родителям, заключительная консультация.

Предполагаемые результаты.

К 24 месяца дети должны научиться:

  1. Различать три разных по величине предмета.
  2. По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находить предмет того же цвета.
  3. С помощью взрослого устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия.
  4. Собирать пирамидку из 3-4 колец, 2 – 3 составную матрёшку.
  5. По подражанию и образцу конструировать из строительного материала. Воспроизводить по памяти несложные постройки (домик, башенку и т.д.)
  6. Воспроизводить игровые действия с сюжетными игрушками (укладывать и кормить куклу, мишку; катать на машинке игрушки и.т. д.).
  7. Пользоваться двух-трёхсловными предложениями при общении со взрослым, поддерживать простой диалог (вопрос – ответ).
  8. Понимать короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Родители должны овладеть:

  1. Некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  2. Умением замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  3. Умением уважать желания и потребности малыша.
  4. Умением быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
  5. Знаниями, касающимися игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год