Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.
Психология
Автор: Цаплина Ольга Витальевна   
15.09.2020 11:05

Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.

НИР

Проблема общения считается одной из сложных и главных проблем современной психологии. Изучению общению детей дошкольного возраста сейчас посвящено большое количество работ. Ведущими учеными, исследующими проблему общения дошкольников являются М.И. Лисина[1], Л.Я. Лозован[2], Б. Д. Парыгин[3], Н.В. Клюев[4], А. А. Леонтьев[5], в своих книгах и научных статьях.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

 

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.

Исследования М.И. Лисиной[1] показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

По мнению Л.Я. Лозован[2] коммуникативные навыки, являются необходимым условием для развития личности ребенка. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками разных видов деятельности.

Б.Д. Парыгин[3]утверждал, что Общение является необходимым условием любой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия

Н.В. Клюева[4] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом и т.д.

А. А. Леонтьев[5] говорит, что способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.

Проблема развития коммуникативных навыков, межличностных отношений дошкольников является весьма актуальной на сегодняшний день. Таким образом наблюдения за детским общением позволяют сделать вывод, что в детских коллективах присутствует высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей, дети, с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Все это указывает на необходимость психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Таким образом, актуальность поднятой проблемы определяется наличием коммуникативных трудностей и несформированностью коммуникативных навыков у старших дошкольников. Вышеописанные научные основания были учтены при разработке программы.

Целью нашего исследования является изучение особенностей психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

В ходе исследования использовался следующий комплекс методов исследования:

  • Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
  • Эмпирические: тестирование
  • Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Мы провели исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас. В качестве испытуемых были взяты 40 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:

  1. Методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности;
  2. Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
  3. Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой;

Вначале нами была проведена методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности. Результаты, в полученные в ходе применения методики, при первичной диагностике в экспериментальной и контрольной группах показали, что более половины детей экспериментальной группы, а именно 13 человек (64%) относятся к 3 группе (группе риска), для таких детей характерны: трудности во взаимодействии со взрослыми и вступают в контакт лишь по инициативе взрослого, они предпочитают минимизировать контакты со сверстниками, даже их полное отсутствие, они предпочитают одиночные игры без речевого сопровождения.

В свою очередь, дети контрольной группы в количестве 4 человек (19%) и 10 человек (51%) характеризуются средней и хорошей адаптацией, вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствуют себя спокойно.

Далее была проведена методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 5 детей (25%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Средний уровень имеют 6 дошкольников (30%), у этих детей наблюдается частичное сходство рисунков: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Низкий уровень показали 9 детей (45%). На их рисунках в узорах видны различия или вообще нет сходства. В процессе взаимодействия дети не могли договориться и прийти к общему мнению, каждый настаивал на своем или, наоборот, замыкался в себе и не шел на контакт.

В свою очередь, в контрольной группе 8 детей (40%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. 9 детей (45%) имеют средний уровень сформированности действий, что означает среднюю продуктивность в совместной деятельности, умеренный взаимный контроль хода выполнения прорисовки узоров, частичную взаимопомощь в процессе рисования. И лишь 3 ребенка (15%) показали низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий: в процессе рисования узоров им было сложно договориться и прийти к общему мнению в рисунке.

Затем мы провели методику «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленная на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Исходя из полученных результатов можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника имеют 2 ребенка (10%). Дошкольники при ответе на вопросы находили разные способы ответа: использовали какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Можно отметить, что у данной группы детей сформировалась произвольность в общении со сверстниками.

Средний уровень развития контекстного общения имеют 9 детей (45%). Дети в этой группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры.

Низкий уровень продемонстрировали 9 детей (45%), что свидетельствует о несформированности контекстного общения.

Полученные результаты первичной диагностики свидетельствуют о наличии низких показателей развития коммуникативных навыков в экспериментальной группе и адекватных в контрольной: для них характерны минимальные контакты со сверстниками, иногда даже их полное отсутствие у некоторых дошкольников; ощущалась скованность и напряженность во время взаимодействия; наблюдались ссоры детей друг с другом, что проявлялось в игнорировании мнения и пожеланий сверстников; наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в некоторых парах испытуемых были спор и требование, а также диагностировалась несформированность контекстного общения.

Все дети нуждаются в своевременной поддержке специалиста, в первую очередь педагога-психолога. С этой целью нами была разработана программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

Программа включала 12 занятий с дошкольниками экспериментальной группы, была рассчитана на срок до 12 недель, частота проведения занятий один раз в неделю. Методической основой составленной программы послужили рекомендации авторов: О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Кряжева, Н. Клюева, К. Фопель, Е. Лютова. На занятиях использовались такие методы как психодиагностические игры, коммуникативные игры, ролевые игры.

Разнообразие занятий и смена одной деятельности на другую привели к тому, что дети не уставали, заинтересованно выполняли задания. С большим желанием дошкольники выполняли совместные и индивидуальные упражнения, в ходе реализации программы дети проявляли большую активность, фантазию в придумывании рассказов и рисовании.

С целью определения эффективности программы было проведено повторное диагностической исследование.

Повторное исследование было проведено нами с использованием тех же психодиагностическим методик.

Результаты повторной диагностики уровня сформированности коммуникативной деятельности по методике М.И. Лисиной показали, что в экспериментальной группе на 15 % (3 человека) вырос уровень хорошей адаптации, что означает развитие способности детей без страха и стеснения вступать во взаимодействие как со сверстниками, а также повышение навыков общения; на 20 % (4 человека) выросли показатели средней адаптации, что означает положительную динамику в отношении взаимодействия детей друг с другом, а также их включения в общение и совместную деятельность; на 35% (7 человек) снизился показатель группы риска, что положительно повлияло на эмоциональный фон в коллективе дошкольников, дети стали общаться, высказывать свое мнение, понимать свои чувства, а также чувства другого, сопереживать и др.

В контрольной группе не произошло существенных изменений по результатам этой методики.

По методике «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной при повторной диагностике в экспериментальной группе были выявлены следующие показатели: высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками вырос с 25% (5 детей) до 45 %, что составило 4 испытуемых. Это означает, что данные дети стали более продуктивны в совместной деятельности, стали активнее вступать в совместное обсуждение, научились приходить к общему решению, и, что не маловажно, смогли аргументировать свою точку зрения, осознавая и не боясь ее выражать; средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками также вырос с 30% (6 дошкольников) на 45%, что составило 3 испытуемых. Это означает, что данные дети также повысили свою способность вступать во взаимодействие со сверстниками или взрослыми, пусть и частично; низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, в свою очередь, снизился на 35%, что составило 7 испытуемых. Это означает, что в экспериментальной группе значительно уменьшилось количество детей, испытывающих трудности во взаимодействии, вступающих в конфликты между собой, не умеющих найти общее решение, четко выразить свое личное мнение по повод выполнения испытания и не понимающих замысел своего товарища по паре.

В контрольной же группе явных изменений в результатах нами не было выявлено.

Далее нами была проведен сравнительный анализ результатов в экспериментальной группе по методике «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленной на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что в экспериментальной группе вырос высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника со сверстниками с 10% (2 ребенка) до 40%, что составило 8 испытуемых. Такие дети характеризуются следующими особенностями: при ответе на вопросы находят разные способы ответа: используют какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Эти дети находят способы верных ответов и отдавали отчет в своих ошибках, часто сами поправляют себя в процессе игры.

Средний уровень развития контекстного общения снизился на 5% (1 человека) и составил 40% (8 человек). Это характеризуется тем, что дети в данной группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры. Скорее всего, это связано с тем, что ребенок перешел в группу с высоким уровнем развития контекстного общения в ходе реализации предложенной нами программы работы.

Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%), что свидетельствует о снижении несформированности контекстного общения на 30% что составило 6 испытуемых. Дошкольники в данной группе часто отвечали «запрещенными» словами. По окончанию игры они говорят, что не употребляли этих слов или уклоняются от ответа, молчат. В свою очередь, в контрольной группе показатели не изменились.

Таким образом, в контрольной группе изменения практически не произошли. В экспериментальной группе, показатели социально-коммуникативных навыков улучшились, данные, представленные в диаграммах и качественном анализе это подтверждают. Дети стали более общительными, проявляют интерес друг к другу, заметно повысился интерес к познавательному и личностному общению, дети охотно взаимодействуют со сверстниками, произвольность поведения улучшилась, наблюдается потребность ребят в доброжелательном внимании и сотрудничестве, стремление к взаимопомощи и сопереживанию чувств другого.

Исходя из этого, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что разработанная программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками, основанная на результатах первичной диагностики, будет высокоэффективна при условии, если она будет направлена на формирование у детей эффективных коммуникативных навыков; освоение навыков бесконфликтного общения, положительного опыта сотрудничества, была подтверждена.

Список литературы:

  1. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  2. .Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
  3. Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития
  4. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. — 333 с.
  5. А. В. Батаршев «Диагностика способности к общению».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год