Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.
Психология
Автор: Кушлак Елена Александровна   
17.08.2021 08:33

Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.

Тема эмоционального выгорания актуальна для каждого дошкольного учреждения. Воспитатели каждый рабочий день находятся во взаимодействии с детьми, несут ответственность за их жизнь и здоровье, на каждом этапе проявляют эмоциональную включенность. Еще один большой пласт работы воспитателей это взаимодействие с родителями. У каждого из них свой набор характерологических, интеллектуальных, эмоциональных и других характеристик, которые, также как и с детьми требуют индивидуального подхода. То есть работа педагога отличается напряженностью, что оказывает влияние на эмоциональное состояние, а это, в свою очередь, на физическое и психологическое здоровье.

 

От того как педагог справится с подобными воздействиями в повседневной работе зависит его личностное и профессиональное развитие. Коучинг — есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг — развивающее консультирование в форме активного обучения, направленное на личностную поддержку профессиональной деятельности. Когда педагог не получает советы и рекомендации, а сам, отвечая на вопросы, находит резервы и пути для решения своих проблем.

Профилактика эмоционального выгорания помогает создать условия для формирования мотивации у педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечения коллег к поиску способов и решению педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.

Цель программы: осознание участниками своих личных особенностей и оптимизация отношения к себе и своей личности, формирование мотивации к саморазвитию.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для взаимодействия педагогов
  • Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
  • Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность
  • Гармонизировать внутренний мир педагога, научить способам снятия напряжения, научить прислушиваться к себе и осознавать собственные психологические и физиологические потребности.

Впервые термин burnout – «сгорание», «выгорание», «затухание горения» – предложил американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер (Freu–denberger H. J., 1974) для описания состояния изнеможения, истощения, сопряженного с ощущением собственной бесполезности, испытываемого психически здоровыми специалистами, работающими с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Стадии профессионального выгорания.

Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения и профилактики данного феномена, обычно выделяют три основные стадии синдрома «профессионального выгорания».

  1. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
  2. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (коллег, клиентов, начальство), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет.
  3. Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:

  1. работу в «некоммерческом секторе»;
  2. высокую ответственность за своих подопечных;
  3. высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
  4. самоотверженную помощь;
  5. дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
  6. наличие внутриличностных ролевых конфликтов;
  7. работу с «трудными» детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Выделяются два направления профилактической и коррекционной работы с педагогами.

1. Профилактическая работа:

  • Обучение социальным (коммуникативным) умениям;
  • Обучение навыкам самоуправления и самообладания;
  • Освоение конструктивных копинг–технологий (технологии снятия стресса.

2. Реабилитационная работа с педагогами, имеющими признаки выгорания:

  • Восстановление психоэнергетического потенциала;
  • Актуализация личностных ресурсов;
  • Обретение смысла профессиональной деятельности;
  • Укрепление веры в собственные силы.

План работы по профилактике эмоционального выгорания на учебный год.

Направление и содержание работы

Срок

Контингент

Ответственный

1

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Сентябрь

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагоги -психологи

2

Интерпретация результатов диагностики, формирование целевой аудитории в соответствии с стадиями эмоционального выгорания.

Сентябрь - октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

3

Диагностика личностных качеств

Октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

4

Семинар: "Характерологические особенности человека"

Октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

5

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Ноябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

6

Психологический практикум для педагогов Игра: "Укрепление психологического здоровья"

Декабрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

7

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Февраль

Воспитатели

Педагоги -психологи

8

Индивидуальные консультации (по запросу)

В течение года

Воспитатели

Педагоги -психологи

9

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Интерпретация результатов диагностики.

Апрель -  май

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагоги -психологи

Предполагаемым результатом успешной работы будет:

  • Благоприятный психологический климат в коллективе,
  • Осознание педагогами своей личности, её социальных ролей, личности педагога.  
  • Гармонизация   внутреннего мира педагога;

Осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.  

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год