Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация коррекционно-развивающей программы «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Психология
Автор: Зуева Татьяна Александровна   
24.12.2021 18:31

Реализация коррекционно-развивающей программы «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗРеализация коррекционно-развивающей программы «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Зуева Татьяна Александровна, педагог-психолог СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево

Эмоции — это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Большое значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Выготский Л.С. «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка». Исследованием эмоций детей с ОВЗ занимались: Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Бреслав Г.Ф., Певзнер М.С. и другие.

Дети с ОВЗ – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании. Так как, от неумения общаться, незнания, как себя вести, неумения выражать свои чувства, и от отсутствия социального опыта, у детей иногда может возникать «агрессивное» или «странное» поведение. «Особым» детям нужна помощь психолога: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьми вербальным и невербальным способом, посредством символов, жестов, мимики и пантомимики, дать возможность реализовать себя в этом мире.

Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что сама по себе эмоциональная сфера стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном ифизкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно-ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием).

В нашем детском саду для развития эмоциональной сферы дошкольников в группах созданы уголки психологической разгрузки:

  • для малышей — «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
  • для детей 4-5 лет — «уголок эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости — эффективной и своевременной;
  • для старших дошкольников – «уголок эмоциональной разрядки», в котором мягкая мебель или модули с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Также реализуется коррекционно-развивающая программа «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы — снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

  1. Повысить устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;
  2. Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  4. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Каждая совместная деятельность с детьми по данной программе посвящено отдельной эмоции.

На занятиях используются такие игровые упражнения:

«Передай привет по кругу». Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ, отличный от других.

«Ветер дует на…» Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени.

«Назови соседа ласково». Передавая мяч по кругу, надо назвать своего соседа ласково.

Эти игровые упражнения помогают детям познакомиться, снять страх тактильных контактов, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.

Дети дошкольного возраста часто не замечают эмоциональное состояния другого человека. Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. Проводятся такие игры, как «Угадай эмоцию», «Закончи предложение», «Собери настроение», «Покажи эмоцию», «Театр», «Азбука настроения».

Так же в совместной деятельности с детьми, используются различные этюды, которые обсуждаются и проигрываются. Они вызывают разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка.

В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Практическая значимость коррекционно-развивающей работы отмечается в том, что дети стали более внимательными и доброжелательными друг к другу, у них улучшилась эмоционально – волевая сфера, наметились положительные сдвиги в поведении и общении.

Таким образом, эмоциональное развитие детей с ОВЗ — очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы всех педагогов ДОО. В результате у детей приобретается бесценный опыт в общении. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Литература

  1. Войтова И.Д., Гуськова М.А., Можейко А.В, Лифанова С.Ю., Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко/. — М., 2010.
  2. Ротарь Н.В.., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. — В., 2014.
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб, 2010.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год